Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может, я соблюдаю заповеди не искренне?

Темы: Награда и наказание, Суббота, Душа, Заповеди, Молитва, Страхи, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Здравствуйте. Можно анонимно? Это тёмная сторона моей души.

Я поймала себя на мысли, что я делаю что-то только ради того, чтобы взамен что-то получить. А именно — молитвы и шаббат... потому, что Он мне даст за это, Он поможет мне. Я — как капризный ребёнок, который вымогает, выпрашивает у папы.

В моей семье никто не соблюдает, так была я выращена. Год назад пришла сама, вернулась… когда случилась беда, Он помог…

Но периодически такие мысли возникают: может, я не искренне? Может, потому, что это работает, — я делаю? Как инструмент для достижения своих целей? Что бы вы могли мне посоветовать? Мне хочется быть чище и искреннее. Спасибо. N.

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, N.!

Судя по письму, Ваш подход к исполнению заповедей очень серьезен, поскольку поверхностных людей такие вопросы, как правило, не беспокоят…

Действительно, видеть в заповедях лишь «религиозный акт», лишенный внутреннего наполнения, или способ достичь тех или иных личных выгод — это далеко от идеала.

Однако даже автоматически выполненная заповедь имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что человек, дающий цдака (пожертвование) ради того, чтобы в награду за выполнение этой заповеди выздоровел его ребенок, является полным праведником. Они говорят также, что с того момента, как ребенок ответил «амен» на какое-то благословение, у него уже есть доля в Будущем мире. (А у годовалого ребенка точно не может быть глубоких намерений).

Единственное, что совершенно недопустимо, — изучение Торы ради того, чтобы использовать эти знания в борьбе против самой Торы и святости. Но мы не об этом говорим…

Как и в любом серьёзном «проекте», в нашей духовной работе есть разные этапы. Стремясь достичь совершенства в исполнении заповедей, мы не можем «прыгать через ступеньки». Наш рост должен быть неторопливым и последовательным, и это касается также и наших намерений в служении Б-гу.

Раби Моше-Хаим Луццатто в своей книге «Месилат Йешарим» («Путь праведных») говорит о трех уровнях намерений, и самый низший из них (делать что-то ради платы или чтобы избежать наказания) является стартовой точкой для каждого человека. А дальнейший рост — это уже вопрос выбора и возможностей.

Как начинать работу над собой? Слава Б-гу, Тора является исчерпывающим путеводителем! Изучая книги и слушая уроки, человек постепенно познает себя, тот идеал, к которому надо стремиться, и — как этого достичь. Так, например, познавая Творца, человек исполняется трепетом и благодарностью к Нему, а это напрямую влияет на его намерения в исполнении заповедей Торы…

Так или иначе, каждое правильное действие важно и каждая выполненная заповедь — независимо от уровня намерений — очень значима и принимается Наверху с любовью. Ваше чувство, что «есть над чем работать», дает Вам мотивацию расти духовно и создает перспективы достичь более высокого уровня.

Желаю Вам успеха на Вашем пути и всего самого лучшего!

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него

Суббота — не день отдыха!

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.