Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что мне помогло — чтение молитвенника или молитва своими словами?

Темы: Галут, Яаков, Молитва, Помощь, Эсав, Работа

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый рав! Расскажу, что случилось со мной совсем недавно. Я застрял в поисках работы. Программист, 35 лет, опыт работы, знание языков. Казалось бы, все козыри в моих руках, но почему-то ничего не получалось. Полтора года я без заработка. После очередного, нелепого, как по мне, отказа в трудоустройстве решил: иду в синагогу просить спасения от этой беды.

В синагоге я не частый гость. Хотя искренне верю в Б-га, как-то не сложилось у меня молиться ежедневно. Честно: не чувствую я духовного подъема. На праздники, Йом-Кипур — это другое дело, а так, в будни, читать раз за разом одно и то же — ну не по мне.

Так вот, зашел в синагогу, там молитва Минха. Встал, помолился со всеми по Сидуру (молитвеннику). Народ начал расходиться, и я тоже — на выход. Но в дверях думаю: стоп! Услышал меня Б-г или нет? «Понял» ли Он, в какой глубокой яме я сижу? Что так дальше невозможно, что всё в жизни рушится? Вернулся я в зал и стал излагать Ему в деталях: про звонки из банка, про слишком выразительное лицо жены и многие другие интересные особенности моей ситуации. Это взяло около часа, пока я почувствовал, что «объяснил» всё доступно.

Я не верю в чудеса, но через 48 часов после визита в синагогу я подписал контракт с Intel.

Теперь у меня вопрос: что мне помогло? Молитва по Cидуру или своими словами? И то, и другое вместе? Как это работает? Александр

Отвечает рав Нахум Желязник

Шалом, Александр!

Спасибо, что поделились с нами Вашей историей. Оба вида молитвы важны, каждый по-своему.

Чтобы разобраться, в чем их сила, обратимся, прежде всего, к тексту Пятикнижия, глава Ваехи. Тора подробно описывает прощание Яакова с любимым сыном Йосефом. Свои наставления Яаков заканчивает словами (Берешит 48:22): «Я же дал тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из руки Эморийца мечом моим и луком моим». О чем идет речь?

С кем воевал наш праотец Яаков?

Талмуд в трактате Бава Батра (123а) раскрывает смысл стиха так. Праотец Яаков выделяет Йосефа из среды братьев и дает ему двойное наследство. Т. е. потомство Йосефа, состоящее из двух отдельных колен, Эфраима и Менаше, получает два надела в Земле Израиля.

При этом патриарх подчеркивает, что Земля Израиля достается его потомкам не по воле случая, а благодаря его, Яакова, усилиям. Он сам отвоевал эту землю у Эморийца. Но кто это такой — «Эмориец»? Если один из кнаанейских народов, населявших тогда Святую Землю, то слова Яакова непонятны: Яаков не воевал с местными жителями. Не захватывал земли. Только намного позже, во времена Йеошуа бин-Нуна, евреи взялись за оружие и изгнали идолопоклонников. А до тех пор Земля Израиля оставалась в их владении. Как может Яаков отдавать детям то, что ему не принадлежит?

Ответ находим в Мидраш Рабба (97:6): Эмориец — это Эсав, брат Яакова. Он назван так потому, что вел себя подобно эмореям — народу, мягко говоря, не отличавшемуся духовностью.

Тогда получается, что речь в стихе идет о противостояния сил святости и сил зла, которые олицетворяют, соответственно, Яаков и Эсав. От исхода этой борьбы зависит, кому достанется Эрец-Исраэль. Яаков победил, поэтому на Небесах судьба Земли Израиля была решена уже во времена Яакова. Завоевания Йеошуа бин-Нуна нужны были, только чтобы «спустить вниз» решение Небес, воплотить его в жизнь.

Теперь мы можем понять недоумение Талмуда (там же): разве луком и мечом отвоевал Яаков Землю Израиля у своего брата Эсава? Конечно, нет, будет ошибкой понимать стих буквально. Оружие Яакова — это молитвы и просьбы.

(Маарша[i] в своем уникальном комментарии к Талмуду поясняет, что меч, упомянутый в стихе, это меч из благословения Эсава (Берешит 27:40): «И мечом твоим ты будешь жить…». А лук, упомянутый в стихе, символизирует силы Ишмаэля, о котором сказано (Берешит 21:20): «и стал стрелком из лука». Яаков же одолел их своей молитвой, как сказал о нем его отец Ицхак: «голос — голос Яакова». Сила Яакова в его голосе — молитве. И эта победа Яакова предопределила, что Святая Земля достанется именно его потомкам).

Два вида оружия

Рав Меир-Симха из Двинска[ii] в книге «Мешех Хохма» обращает внимание на перевод нашего стиха, сделанный Ункелосом[iii]. Перевод Ункелоса на арамейский — это классический перевод Танаха, известный своей точностью. Ункелос (подобно Талмуду, см. выше) не может воспринять это буквально и переводит «меч» как молитва, а «лук» — как просьба.

Автор «Мешех Хохма» пишет, что перевод не случаен: меч — это как раз молитва, а лук — именно просьба, и раскрывает перед нами глубины Торы. В чем различие лука и меча? Острый меч, как только окажется в руке воина, — уже страшное оружие. Лук, в отличие от меча, не представляет опасности, пока лучник не выберет цель и не натянет тетиву. С другой стороны, преимущество лука — в возможности поражать цель на расстоянии.

Так и в «войнах духовных» есть два вида оружия. Молитвы — это обязательные молитвы, установленные нашими мудрецами. Они сами по себе обладают большой силой. Их составители (мужи Великого Собрания[iv], среди которых были еще последние пророки) обладали духом святого постижения и знали, как пробудить милосердие Всевышнего. Мудрецы заложили в молитвы немало тайн и глубоких каванот («интенций», «направленностей сознания»), недоступных современному молящемуся. Такая молитва способна, подобно мечу, разрушить преграды на пути к Престолу Славы Всевышнего.

Просьбы — это личные просьбы человека. Чтобы такая молитва достигла цели, надо потрудиться, вложить в нее все душевные силы. Стрела, выпущенная слабой рукой, не долетит. Однако если тетива натянута, как положено, лук может поразить далекую цель, недоступную мечу.

Зачем нужны два вида молитв и как их правильно использовать?

Один из самых частых вопросов на нашем сайте: а есть ли молитва… для жены — за удачу мужа, для мужа — за здоровье жены, за успех в бизнесе, а также — есть ли молитва для нахождения пары и т. д., каждый обращается со своей проблемой. Ответ один: да, есть такая молитва — это молитва своими словами.

Молитва — это не нечто волшебное, что надо произнести, чтобы избавиться от несчастий или получить желанное благо. Не заклинание. Молитва — это искреннее обращение к Б-гу, полное осознания, что только Он может помочь.

Поэтому мудрецы советуют разговаривать с Всевышним — как будто с человеком, просить Его за себя, за близких своими словами. Нет молитвы сильнее, чем молитва, исходящая из разбитого сердца. Когда глубокие переживание души воплощаются в слова — это и есть истинное обращение к Б-гу.

Раз так, зачем нужны обязательные молитвы со стандартным текстом?

Царь Давид говорил о себе: «А я — молитва…» (Тэилим 109:4). Он жил задолго до того, как был установлен текст обязательных молитв. Ему и его поколению это было не нужно. Для евреев периода первого Храма молитва была естественным желанием. Связь с Создателем в тех поколениях была чем-то осязаемым. После разрушения Храма многое изменилось. Шхина (Б-жественное присутствие) ушла. Духовные желания постепенно сменились материальными. А нашей душе нужна пища. Когда тело нуждается в пище, мы чувствуем голод, а вот потребности души распознать гораздо сложнее.

Мудрецы, находясь на пороге последнего Галута (изгнания), видели, что в изгнании духовный рост человека невозможен без внешних обязывающих рамок. Так были установлены три (в субботу и праздники — четыре) обязательные молитвы. Не будь молитв, многие потеряли бы желанную близость к Всевышнему, душа просто засохла бы от чрезмерных «духовных постов».

С тех пор, «служение, которое в сердце» (такое красивое определение дают молитве мудрецы Талмуда), — это не только возможность обратиться к Б-гу, но и важная заповедь. Это обязанность каждого, пунктуальное исполнение которой приносит плоды (награду) как в этом, так и в Будущем мире (см. отрывки после «Благословений на изучение Торы» в Сидуре).

Притча о художнике

Завершим ответ притчей. Где-то, в небольшом городке, живет художник. Простой художник, талант которого еще не успел завоевать мировые выставки, а имя его не красуется нигде, кроме двери его собственной мастерской. Он рисует картины и продает их в городской лавке. Вместе с другими такими же простыми художниками, как он сам.

Бывает, художник просыпается с ощущением, что «его час настал», сегодня он нарисует ту картину, которая прославит его в веках. Но чаще — наоборот: нет творческого порыва — и всё. Краски ложатся на полотно совсем не так, как им положено, а кисточки изо всех сил стараются испортить всё, что он задумал изобразить.

Как Вы думаете, что делает художник в такие серые дни? Бросает рисовать? Может быть, он так бы и поступил, но вот незадача: творческий кризис имеет тенденцию затягиваться. А ведь из-за перерывов в работе теряется мастерство. К тому же надо зарабатывать на жизнь.

Но главное даже не в этом. Наш художник знает, что вдохновение живет по своим законам. А вдруг оно заглянет неожиданно, в тот час, когда он пишет самую заурядную картину, которую (как он знает) больше чем за 10 долларов не продашь? А вдруг именно сейчас суждено родиться настоящему шедевру?

Так и в молитве. Случается, мы заходим в синагогу без всякого желания открывать Сидур. Мысли далеко, сердце куда-то спряталось, внутри иней, как в холодильнике. Но вдруг что-то происходит, пустота сменяется сильным чувством, слова сами взлетают ввысь и… мы уже не замечаем ни времени, ни пространства. Счастлив тот, кто удостоился почувствовать вкус молитвы.

С уважением, Нохум Желязник

 

[i] Раби Шмуэль-Элиэзер бар-Йеуда а-Леви Эйдельс (Маарша; 5315-5392 / 1555-1631, Польша) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

[ii] Раби Меир-Симха бар-Шимшон-Келонимус а-Коэн из Двинска (Ор Самеах; 5603-5686 /1843-1926) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

[iii] Ункелос (Ункулос, Онкелос прибл. 3790-3910 / 30-150, Рим — Земля Израиля) — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по некоторым версиям — также и на древнегреческий).

[iv] Мужи Великого Собрания («Аншей Кнесет а-Гдола») —120 мудрецов, составлявших высший духовный и законодательный орган, созданный Эзрой в Иерусалиме после возвращения из Вавилонского изгнания (4 век до н.э.). Установления Великого собрания, направленные на то, чтобы упорядочить религиозную жизнь народа Израиля, вернувшегося в Святую Землю, продолжают определять уклад еврейской жизни до наших дней.

 

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.