Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обвинения в отношении одного известного писателя. Как к этому относиться?

Темы: Самоубийство, Йецер а-ра, Испытание, Злословие, Лашон а-ра, Давид, Интернет, Доверие, Разврат, Вера

Отложить Отложено

Прочитал о страшных обвинениях в отношении одного известного писателя. Я его очень ценил и уважал. Как такое вообще возможно? У меня в голове всё перемешалось, как к этому относиться? N.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.,

Во-первых, стоит отметить, что Ваши чувства вполне естественны и понятны, и мы все разделяем их.

Что касается самих обвинений, то мы всё-таки не проводили расследование, не выслушивали свидетелей лично и т. д. Мы не знаем в точности, что было, и поэтому говорить о конкретных моментах и личностях мы не вправе. Пусть этим займется бейт-дин (еврейский суд).

Но есть несколько уроков, которые мы всё-таки можем вынести их этой истории. 

На вопрос, возможно такое или нет, ответ, к сожалению, — возможно. Есть страсть к разврату, иногда это принимает острые формы. Бывает, человек побеждает свой йецер (дурное начало), а бывает — нет.

Каждый человек может оступиться, но, возможно, могут быть и случаи, когда человек, занимающий влиятельную должность, но имеющий определенные расстройства и отклонения, использует свое положения в корыстных целях.

Ведь не напрасно Тора построила нам ограду: мужчине запрещено уединяться с женщиной, даже если женщина самая скромная, а мужчина большой праведник. Даже в таком случае это опасно. Поэтому, когда начинают нарушаться определённые рамки поведения и стираются границы в отношениях, то — следует опасаться, чтобы это не привело к более тяжелым последствиям.

В обществе, которое соблюдает заповеди и знает, что это страшное преступление, такое встречается относительно редко, но, тем не менее, и здесь никто не застрахован. Гмара говорит: эйн апотропос лэ-арайот («нет гарантии от разврата»).

Заметим также, насколько страшен лашон а-ра (злословие). В том числе, когда события предаются огласке, особенно массовой, до расследования и решения суда. Лашон а-ра убивает, как сказано в Талмуде и как мы видим своими глазами.

Существуют определенные методы, которые могут использоваться (включая огласку, когда это необходимо), чтобы остановить потенциального преступника и предотвратить возможные жертвы. Человек должен нести ответственность за свои поступки.

Однако это никак не оправдывает публичное «линчевание» (тем более, когда факты не до конца проверены), а тем более — распространение этой информации, обсуждение и «смакование» неприличных фактов на страницах газет и в комментариях в соц. сетях. Безусловно, человек, который постоянно «сидит» в этой грязи, вредит не только другим, но и самому себе.

Кто-то назовет это «святым» правом на свободу слова или «незамалчиванием», а глазах наших мудрецов это — не что иное, как страшное нарушение запрета злословия. Если раньше, чтобы убить человека, нужно было нажать на курок, сегодня можно сделать это, нажав на клавишу компьютера.

Сказано в Гмаре: были люди, изучающие Тору, которые подходили и спрашивали царя Давида (чтобы уколоть, напомнив историю с Бат-Шевой): «Какая казнь полагается тому, кто нарушил запрет связи с замужней женщиной?» Он ответил: «Ему полагается казнь чрез удушение, но есть у него доля в Будущем мире. А у того, кто позорит ближнего публично, доли в Будущем мире нет».

Понятно, что такие события подрывают авторитет и доверие в религиозном обществе. Некоторые «доброжелатели» начинают обобщать и радостно поливать всё общество грязью: «Вот видите, все они, религиозные, — лицемеры и их кипа ничего не значит!». Другие будут «мудро» советовать: опасайтесь всех, никому не доверяйте, живите — как «одинокий волк», зачем вам эти раввины, учителя и воспитатели. Понятно, что это путь в тупик, а не выход. Пророк Ирмияу (51:5) говорит нам, что еврейский народ «не вдовец». В каждом поколении у нас были и будут праведные раввины и учителя.

Написано, что, когда Моше объявил еврейскому народу о грядущем освобождении, положение евреев только ухудшилось, так, что они почти потеряли доверие к Моше и веру в Избавление. Говорят, что испытания перед будущим Избавлением будут также в сфере веры и доверия, в частности, доверия мудрецам Торы.

Эта история — тяжелое испытание для нашего общества в целом и для каждого в отдельности. Она пробуждает каждого из нас к еще большей осторожности, чтобы не оступиться.

Известно, что хилуль а-Шем, Осквернение имени Б-га — самое страшное преступление. И чем больше человек известен и уважаем, тем хилуль а-Шем от его действий больше. Это и есть обязанность человека — знать реальность: что существует йецер, и держать себя в рамках и границах. Есть красивое сравнение рава Хаима Шмулевича зацаль об этом: если человек идет по краю оврага, у него может закружиться голова и он может упасть. Если он действительно хочет уберечься от падения, должен держаться подальше от края оврага.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.