Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Всевышний не давал детей Рахели, любимой жене Яакова?

Темы: Зависть, Испытание, Йосеф, Яаков, Любовь, Милосердие, Ревность, Суд, Хесед, Праотцы, Праведники

Отложить Отложено

Добрый день!

Просьба адресовать вопрос Раву Меиру Мучнику.

Есть ли какие-либо объяснения, почему Всевышний не давал детей Рахель (любимой жене Якова, ещё в Торе подчеркнуто, что он полюбил её больше Леи)? N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы затрагиваете болезненную тему. Действительно, почему одним Б-г дает детей, а другим нет, а если и дает, то после долгого, мучительного ожидания и неопределенности?

И наши праматери, Рахель и Лея, вроде бы олицетворяют в этом плане оба пути: Лее Б-г посылает детей без задержки и много, а Рахель долгие годы остается бесплодной, да и после этого рожает только двоих сыновей, причем второго — ценой собственной жизни. Почему же одной так повезло, а другой — нет?

Начнем с того, что кому тут больше «везет» — еще вопрос. В Торе ясно сказано (Берешит 29:31): «Но увидал Господь, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахель была бездетна». Б-г посылал Лее детей не столько для того, чтобы сделать ее «счастливее» или «везучее», чем Рахель, сколько для того, чтобы компенсировать другую большую боль ее жизни — муж открыто любил ее меньше, чем Рахель…

Изначально он вообще не собирался на ней жениться, а после того, как оказался женат на ней в результате мошенничества Лавана, разумеется, тоже предпочтение отдавал не ей. Вот Б-г и дал ей детей — если не радость любви, то хотя бы радость материнства.

Таким образом, на самом деле у каждой из сестер-праматерей была своя большая боль, у каждой был свой весьма «полупустой» стакан: одна горячо любима мужем, но бездетна, другая — рожает детей, но нелюбима мужем. (Имена, которые Лея дает детям, ярко отражают ее надежду, возвращающуюся с каждыми родами, что — хотя бы в благодарность за рождение сыновей — муж ее больше полюбит. Но, судя по тому, что такие надежды она выражает вплоть до последних родов, они так полностью и не осуществились).

И в этом первый важный урок для всех нас. У каждого есть проблемы. Часто большие. И как часто нам кажется: ну почему мне так трудно, плохо, а у других вокруг вроде жизнь лучше, успешнее, более налаженная? Почему мне нельзя быть как они?

Но на самом деле проблемы есть у всех, не те, так другие. Просто люди обычно стараются не показывать их, скрывать за красивым, парадным фасадом. Как и мы сами! И если бы мы узнали о проблемах и печалях других людей, вовсе не факт, что готовы были бы с этими людьми поменяться. Готова ли была Рахель стать матерью ценой потери любви мужа? Сомневаюсь.

В конечном счете, завидовать другим людям и желать то, что есть у них, не только некорректно и опасно, но и просто неразумно. Каждого человека Б-г поставил на свое место в жизни и дал ему «комплект» инструментов — как способностей и преимуществ, так и недостатков и проблем. Как спортсмену даются силы и способности — и трасса с препятствиями, которую он должен пройти, стремясь к цели, к выполнению своего предназначения, используя те инструменты, что ему даны.

Красиво сказал президент Клинтон (красиво мыслить и говорить Эйсав умеет, его голова покоится в пещере Махпела): «В Америке нет ничего неправильного, что невозможно исправить тем, что у нее правильно». В принципе каждый человек имеет свой «комплект», достоинства и недостатки, и обычно недостатки можно исправить или хотя бы компенсировать достоинствами.

Это — во-первых.

А во-вторых, в определенной мере Лея действительно олицетворяет атрибут Б-жественного милосердия (хесед), через нее оно проявляется в мире. Как и через ее «главного» сына Йеуду. А Рахель олицетворяет атрибут Б-жественного суда (дин). Как и ее сын Йосеф.

Последние обладают способностью быть праведниками, работать и зарабатывать — и в материальном, и в духовном плане.

А это, среди прочего, означает необходимость и способность терпеливо ждать, пока не придет заработанное благо: его надо заработать и усилиями, и выдержкой. Поэтому Рахели пришлось 7 лет ждать свадьбы с Яаковом — а потом еще и откладывать на неопределенный срок, когда всё равно перед ней вышла замуж Лея. Которая, хотя и много плакала, и молилась Б-гу, строго по закону не должна была выйти за Яакова, но, в конечном счете, была дана ему в жены даже без всякой подготовки и ожидания.

А затем — начала рожать и родила шестерых сыновей. А Рахели опять пришлось ждать долгие годы.

Их дети прошли аналогичный путь. Сын Леи Йеуда достаточно быстро стал царем, уже в этом качестве он повелевает казнить свою невестку Тамар, а потом, осознав собственную неправоту, отменяет казнь (там же, 38:24-26). Йосеф же был вынужден долго ждать своего часа — назначения на высокую должность в Египте. И не просто ждать, а всё это время страдать и находиться в состоянии, весьма далеком от цели и без каких-либо надежд на ее достижение: сначала в рабстве, затем и вовсе в тюрьме.

И Пинхасу, потомку Йосефа с материнской стороны, пришлось ждать и зарабатывать статус коэна, который остальные члены его семьи получили сразу.

Таков путь Рахели, Йосефа и их потомков. Это плата за особый уровень, которого они достигают, его надо заработать и выстрадать.

Наконец, даже после того, как Рахель выстрадала и дождалась, сын был ей дан не просто за всё, что она построила и накопила за эти годы, а в награду за один особый поступок. Увидев, что Лею выдают за Яакова вместо нее, она, несмотря на кажущееся крушение собственных давних планов и надежд и вопиющую несправедливость, решила не допустить, чтобы Лея была опозорена, и раскрыла ей пароль, по которому ее должен был узнать Яаков (комментарий Раши к Берешит 30:22).

Поразительно: главная заслуга Рахели не в том, что она праведница, сумевшая и построить себя, и ждать столько, сколько надо было, а в том, что в решающий момент она уступает Лее, которая не проделала весь этот путь и, казалось бы, не заслужила! Нет, Рахель ей уступает и тем самым признает, что даже весь ее трудный, выстраданный путь не дает ей права над кем-либо возноситься, считать себя лучше других.

Да, Лея является олицетворением и объектом милосердия Б-га, но, в конце-то концов, силы и способности Рахели тоже созданы не ею самой, а даны ей Б-гом. Недаром талант называется «даром», «одаренностью». Это важно осознавать и признавать. Таков урок существования и «везучести» Леи, и Рахель безропотно его принимает. И в этом ее главная заслуга.

Кстати, Яаков прошел аналогичный путь: в какой-то момент показалось, что наступает конец его испытаниям и бедам и можно будет пожить спокойнее — но тогда случилась еще одна, непредвиденная беда: пропал Йосеф, как казалось, навсегда (см. комментарий Раши к Берешит 37:2). Поэтому ту беду мудрецы назвали рогзо шель Йосеф — «трепет», «гнев» или «раздражение из-за того, что произошло с Йосефом».

Имя Йосефа, «источника» этой последней беды, буквально означает «добавит»: эта беда стала неожиданным добавлением к тем, которые Яаков изначально был готов перенести. И потому — особым «раздражением».

Многое человек готов перенести, если знает: путь труден, но в какой-то момент он закончится. Тогда он изначально морально готов к испытаниям, и ему легче их переносить. Но когда весь путь, к которому он изначально готовился, пройден, он уже настроен на завершение испытаний и предвкушает заслуженный отдых. И вдруг — новое испытание! Как, еще?! Так не договаривались!!! К этому человек не был готов, и моральных сил у него уже нет, поэтому такое испытание гораздо тяжелее перенести. Оно особенно «раздражает» и повергает в отчаяние.

И Рахель после стольких лет ожидания могла надеяться, что уж теперь они с Яаковом поженятся — и вдруг вместо нее за него выдают Лею! Уж так точно не договаривались, в самом буквальном смысле! И теперь надо не просто еще сколько-то ждать, а вообще неясно, станет ли она женой Яакова: может, теперь ее вообще выдадут за Эйсава!

Разумеется, не всякий способен проявить такое величие души, как Рахель: сначала ждать, а потом еще и уступить и быть готовой ждать снова, а то и вовсе отказаться от осуществления мечты. Но не всегда есть возможность выбирать, и тот, кому выпала такая доля, должен знать, что и к нему относятся слова пророка, адресованные Рахели: «Так сказал Господь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой… и есть надежда будущности Твоей!» (Ирмияу 31:15-16).

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.