Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать, если в субботу я так хочу работать, что не могу наслаждаться?

Темы: Суббота, Душа, Заповеди, Наслаждения, Духовность, Работа, Самосовершенствование, Материальность

Отложить Отложено

Что делать, если в субботу я так хочу работать, что не могу наслаждаться? N.

 

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос.

Прежде всего, общий принцип гласит, что заповеди Торы даны нам не для наслаждения (во всяком случае, в этом мире). Мы исполняем их, поскольку такова Воля Творца, даже если при этом не испытываем удовольствия…

Однако Вы совершенно правы: суббота является исключением, поскольку в этот день наслаждения — неотъемлемая часть соблюдения заповеди.

Чтобы радоваться чему-либо, прежде всего, следует ознакомиться с самим предметом, его сущностью и назначением. Так, например, маслины могут казаться горькими и безвкусными, пока человеку не объяснят, что они предназначены для производства масла, а не для еды. Скрипка — совершенно бесполезная вещь, пока не научишься на ней играть…

Многие люди думают, что суббота — это только день для физического отдыха и удовольствий. Есть в этом доля правды, но такое понимание очень поверхностно.

В Торе в нескольких местах сказано, что суббота — это не бездействие, а как раз наоборот! «И собрал Моше всё общество сынов Исраэля, и сказал им: вот слова, которые велел Господь исполнить: Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Господу» (Шмот 35:1), «И пусть соблюдают сыны Исраэля субботу, чтобы сделать субботу в роды их заветом вечным…» (Шмот 31:(16. Мы видим, что субботу надо «делать», освящать. Если в субботу мы просто отдыхаем, то о каком действии с нашей стороны идет речь?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое отступление.

Человек — сложное существо, «составленное» из двух противоположенных субстанций. С одной стороны, он обладает материальным телом, которое перестает существовать со смертью человека, а, с другой — Б-жественной душой, которая всё то время, что мы живы, пребывает в этом мире, а после смерти возвращается к своему Источнику и продолжает жить в другой реальности (то, что мы называем «Будущим миром»).

Именно душа является нашим истинным «я», а материальное тело исполняет вспомогательную роль. Наша задача — не подавить материальность, а подчинить ее духовности!

Тело человека требует поддержания, восстановления, и вкусный обед или крепкий сон доставляют телу приятные ощущения. В той же мере душа жаждет духовности. Материальные удовольствия не утоляют эту жажду. Тора, заповеди, ощущение близости к Творцу — это то, чего так недостает душе.

В будни люди полностью погружены в разного рода заботы и у них совсем не остается времени для пополнения своих духовных резервуаров. Суббота — оптимальное время для того, чтобы эти резервуары наполнить. Но это не происходит автоматически. Нам надо научиться самим «сделать» себе субботу, и это зависит от нашей подготовки.

Представим, что глубоко в лесу мы нашли клад с золотыми монетами. Нам хочется забрать их с собой, но требуется хоть какая-то емкость, чтобы было куда эти монеты положить! Суббота — это своего рода клад, но не каждому удается использовать ее огромный потенциал.

Несомненно, вкусные блюда трех субботних трапез, чистый дом и праздничная одежда составляют неотъемлемую часть нашей подготовки, но это — не всё. В субботу еврей абстрагируется от любых будничных забот и освобождает себя для духовности. Изучение Торы, уроки, укрепление семейных связей, общение с детьми, очарование субботних молитв в особой субботней атмосфере — всё это наполняет наши души особым светом, и этого состояния в будни достичь просто невозможно.

У многих из нас погруженность в работу — вынужденная мера. Человеку может быть очень тяжело оставаться с самим собой, заглянуть в собственную душу, а постоянная занятость просто не оставляет времени для тяжких размышлений. В таком случае суббота может стать тяжелым днем.

Но если мы начинаем не только ощущать, но и осознавать, что есть душа, прислушиваемся к ее интересам и отрываем для себя прекрасный мир духовности, то суббота становится днем, которого с нетерпением ждешь всю неделю.

Эта революция в нашем сознании не происходит за один момент. Важно быть на связи с раввинами и людьми, уже открывшими для себя мир субботы, учиться и работать над собой. О такой работе можно однозначно сказать, что «цель оправдывает средства»!

Желаю Вам всего самого наилучшего!

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.