Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если День Искупления никогда не будет отменен, значит, грехи будут существовать всегда?

Темы: Йецер а-ра, Видуй, Раскаяние, Тшува, Йом-Кипур, Грех, Праздники, Мидраш, Яаков, Искупление, Эсав

Отложить Отложено

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, если День Искупления — установление вечное, то о каком освобождении от йецер а-ра (дурного начала), от грехов и о каком совершенстве человека вообще можно говорить, когда Коэн Гадоль (Первосвященник) обязан ежегодно во веки веков исповедовать все грехи без исключения?

Таким образом, Тора говорит о невозможности искоренения грехов и обретения совершенства? Или это прообраз, знак какого-то будущего события искупления? Ведь если не будет в будущем йецер а-ра, то и грехов не будет, и искупление за них не потребуется. А, значит, и установление не должно быть вечным, а только до времени? Александр

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Александр!

Спасибо за интересный вопрос. Как говорится «Вопрос мудрого — половина ответа».

Действительно, мидраш (Йалкут Шимони на Мишлей, рэмез 944) говорит: «Все праздники в будущем будут отменены, а дни Пурима не будут отменены никогда. Сказал раби Элазар: и Йом Кипур (День Искупления) не будет отменен никогда, как сказано [об этом дне] (Ваикра 16:34): “И да будет это для вас постановлением вечным, чтобы искупить сынов Исраэля от всех грехов их однажды в году”».

Этот мидраш приводит Маараль («Тиферет Исраэль», гл. 53) и объясняет его смысл. Изложу его объяснение кратко. Как известно, в будущем заповеди будут отменены, а Пурим и День искупления останутся. Почему? Поскольку смысл этих праздников — воскрешение.

В Пурим над всем еврейским народом нависла смертельная угроза, после которой они «вернулись к жизни». Так и в День Искупления: когда человек совершает страшный грех, ему полагается смертная казнь, но благодаря искуплению он возвращается к жизни.

Причем нет сомнения, что жизнь, которой евреи удостоились в результате чуда Пурима, была послана им из Источника, Находящегося ступенью выше природы. Так как по природе вещей им полагалась смерть. Поэтому — не иначе как открыл для них Всевышний высокие врата (то есть, врата высокого, надприродного уровня) и оттуда вернулась к ним жизнь.

Так и в День Искупления: если человек приговорен к смерти, а к нему возвращается жизнь, её Источник обязан быть из более высокого мира. Потому этим праздникам надлежит сохраняться во времена воскрешения мертвых — ведь они оба подобны по своему содержанию этим временам.

Это, так сказать, «официальная» часть ответа — слова Маараля. Далее идут мои объяснения, которые предлагаю «с ограниченной ответственностью».

Маараль удивительным образом объяснил, что общего между Пуримом и Днём Искупления и почему именно у них есть «вид на жительство» в Будущем мире. Однако Ваш вопрос остаётся в силе: какой же это День Искупления, если нет грехов и, значит, нет места искуплению?

Чтобы ответить на него, нам придется по-другому, особым образом взглянуть на сущность Дня Искупления и на раскаяние вообще.

Говорит мидраш (Берешит Рабба к разделу Толдот, 65:15; привожу только то, что относится к нашей теме):

«“И Яаков сказал Ривке, матери своей: ведь Эсав, брат мой, человек волосатый я же человек гладкий” (Берешит 27:11), как сказано (Дварим 32:9): “Ибо доля Господа — народ Его; Яаков — наследственный удел Его”. Сказал раби Леви: это подобно ситуации с волосатым и лысым, которые стоят рядом с гумном. Поднялась мякина (видимо, от ветра; и полетела) на волосатого, и застряла у него в волосах. Поднялась мякина (и полетела) на лысого, тот провел рукой по голове и убрал её. Так и Эсав — пачкает себя грехами весь год и не может их искупить. А Яаков пачкает себя грехами весь год, а приходит День Искупления — и он может их искупить».

Даже при поверхностном чтении этого мидраша возникает два вопроса.

Во-первых, мидраш приводит сравнение-пояснение к тому, что сказано в Торе: Эсав — волосатый, а Яаков — гладкий. В этом пояснении также фигурируют волосатый и лысый. При чем тут стих «Ибо доля Господа — народ Его…»?

Во-вторых, из мидраша следует, что «гладкость» Яакова — это то, что даёт ему возможность искупать свои грехи. Как одно связано с другим?

Мне представляется, что ответ на оба вопроса — один. Только сначала небольшое отступление. В святом языке есть два слова, которые пишутся совершенно одинаково, а читаются по-разному: халак — «гладкий» и хэлек — «часть», «удел», «доля». Таким образом, мидраш говорит, что в словах Яакова «я же человек гладкий (халак)» содержится намек на его высокую духовную сущность, о которой говорит стих «Ибо доля (хэлек) Господа — народ Его…»

Это ответ на первый вопрос. И он же отвечает на второй: то, что «доля (хэлек) Господа — народ Его…», объясняет свойство этого народа быть халак — «гладким», таким, что грехи к нему «пристают» очень слабо, как мякина к гладкой коже, так, что от них можно относительно легко избавиться.

Ну, хорошо, еврейскому народу присуща «гладкость», но почему именно в День Искупления? Ведь «гладкость» — это их постоянное качество?

Тут снова обратимся к объяснению Маараля. В День Искупления раскрываются врата более высокого мира: именно тогда раскрывается, что «доля Господа — народ Его…», и проявляется это в том, что грехи слетают, как мякина с гладкой кожи.

Подытожим: в сущности, День Искупления — это день, когда раскрывается особая близость еврейского народа к Творцу: «Ибо доля Господа — народ Его…» И результат этого раскрытия — искупление грехов. То есть сами грехи — не обязательны.

Это можно пояснить с помощью следующей поучительной истории (за точность деталей не отвечаю). Великий мудрец рав Саадья Гаон остановился в доме у одного человека, не открыв хозяину, кто он. Хозяин понял, что перед ним мудрец Торы, и принял его с большим уважением. Когда же он понял, кто у него гостит, он упал к ногам рава Саадьи и стал просить прощения за неподобающий прием.

— Но ведь ты принял меня с большим уважением! — недоумевал рав Сэадья.

— Да, но этого недостаточно для такого мудреца, как ты, — ответил хозяин.

Когда рав Саадья услышал это, его охватило раскаяние и он зарыдал:

— Каждый день для меня раскрывается новый уровень Славы Творца. Тем более я должен просить у Него прощения за недостаточно тщательное служение Ему в предшествующие дни, — пояснил рав Саадья.

Вывод: покаяние может быть и без греха!

Вот что об этом пишет раби Шнеур-Залман из Ляд («Ликутэй Тора» к Рош а-Шана, с. 63; в приблизительном переводе): «Раскаяние — это возвращение (слово тшува — “раскаяние” на святом языке — образовано от корня шув, несущего значение возврата, и понимается как “возвращение”) вещей в свой источник и корень. Раскаяние происходит необязательно из-за грехов, но раскаяние — это возвращение души, которая спустилась очень низко и облачилась в материальные предметы, к её Источнику и Корню, и присоединение к Нему, Благословенному, упразднение своей воли перед Волей Небес. Поэтому десять дней раскаяния и День Искупления необходимы также и полным праведникам…»

В заключение приведу интересное замечание раби Шимшона-Давида Пинкуса. Он полагает, что приведённая выше идея нашла своё выражение в видуе — признании своих грехов и просьбе о прощении; — который принято произносить десять раз в День Искупления.

Видуй начинается так: «Пусть взойдет к Тебе молитва наша, и не игнорируй нашей мольбы, ибо мы не настолько дерзки и не настолько упрямы, чтобы сказать пред Тобой: “Господь, Б-г наш и Б-г отцов наших, праведники мы и не грешили”. Ведь на самом деле мы и отцы наши грешили…»

Странная, на первый взгляд, формулировка: если человек раскаивается в своих грехах, то пусть и перечисляет свои грехи. Если бы не грехи, то мы бы начали признание-видуй словами «праведники мы и не грешили»? Однако в свете сказанного можно объяснить: видуй — это близкая беседа с Творцом, которой мы удостаиваемся в день, когда раскрывается эта близость.

И, действительно, если бы не грехи, мы нашли бы более достойные темы для разговора. Но грехи — как стена, которая отделяет нас от Всевышнего, и поэтому мы просим, чтобы Он простил нас и дал нам возможность приблизиться к Нему.

Надеюсь, что у Вас хватило терпения дочитать до конца, и желаю нам всем увидеть в Дне Искупления его истинный чудесный свет, хотя его иногда и трудно разглядеть из-за не самого лучшего самочувствия, вызванного постом.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Тшува

Журнал «Мир Торы»

Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Что нужно делать, если оказался рядом с умирающим человеком в последние минуты его жизни?

Рав Яков Шуб

Что должен сделать и сказать человек перед смертью?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.