Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что необходимо знать о посте 9 Ава, который выпадает на йом ришон (воскресенье)?

Темы: Вино, 9 Ава, Пост, Одежда, Авдала, Молитва, Благословения, Изучение Торы, Еда, Траур по Храму

Отложить Отложено

По просьбе читателей предлагаем вашему вниманию ответы на 10 самых распространенных вопросов о посте 9 Ава, который выпадает на йом ришон (воскресенье).

1. Можно ли в такую субботу учить Тору после полудня?

2. Когда устраивать третью трапезу в субботу перед 9 Ава?

3. Что можно есть на третью трапезу в субботу накануне 9 Ава?

4. До какого времени можно сидеть на обычном, не низком, стуле и приветствовать людей словом «шалом»?

5. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

6. Когда делать Авдалу (обряд «отделения» субботы от будней), ведь на исходе субботы начинается пост?

7. В какой момент произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

8. Нужно ли произносить благословение на благовония?

9. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

10. Как делают Авдалу на исходе поста 9 Ава, выпавшего на йом ришон?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Можно ли в такую субботу учить Тору после полудня?

Обычно после полудня накануне 9 Ава разрешено изучать только те части Торы, которые разрешено изучать в сам пост Тиша бэ-Ав. Но в этом году, поскольку 9 Ава наступает по окончании субботы, тот, кто изучает Тору индивидуально, может поступить в соответствии со своим желанием: либо изучать только те части, которые разрешено изучать в сам Тиша бэ-Ав, либо учить то, что нравится.

2. Когда устраивать третью трапезу в субботу перед 9 Ава?

В субботу накануне 9 Ава необходимо прочесть Минху (послеполуденную молитву) раньше, чем обычно, чтобы осталось достаточно времени на третью трапезу — так, чтобы закончить ее до захода солнца, т. к. после захода солнца есть уже нельзя.

3. Что можно есть на третью трапезу в субботу накануне 9 Ава?

На третью трапезу в такую субботу можно есть любые блюда, как обычно, без ограничений — даже мясо и вино.

4. До какого времени можно сидеть на обычном, не низком, стуле и приветствовать людей словом «шалом»?

Сидеть на стуле и произносить это приветствие разрешено до окончания субботы.

5. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

Кожаную обувь нельзя снимать до окончания субботы (выхода звезд), поскольку это явное соблюдение траурных обычаев, а в субботу соблюдать их запрещено.

Поэтому во многих общинах принято начинать Маарив (вечернюю молитву) на исходе субботы позже, чем обычно. Это дает возможность подготовиться к молитве: сменить кожаную обувь на такую, которая подходит для поста, сменить субботнюю одежду на будничную и взять сборник Кинот. Прежде, чем сменить одежду на будничную, произносят: Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-холь («Благословен… Отделяющий святое от будничного»).

6. Когда делать Авдалу, ведь на исходе субботы начинается пост?

Когда 9 Ава выпадает на йом ришон (воскресенье), на исходе субботы вообще не делают Авдалу. Ее делают в йом ришон вечером после окончания поста.

Потому очень важно не забыть произнести слова «отделения»: Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-холь («Благословен… Отделяющий святое от будничного») или вставку в молитве Ата хонантану («Ты даровал нам способность постигать Тору Твою»; в этом отрывке есть слова «и отделил Ты… святое от будничного»), поскольку до этого нельзя совершать никакие действия, запрещенные в субботу.

7. В какой момент произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

В тех общинах, где читают Маарив сразу на исходе субботы, перед чтением Мегилат Эйха, один из молящихся зажигает свечу и произносит на нее благословение от имени всей общины.

Во многих общинах, где вечернюю молитву начинают позже, чем обычно, см. выше, мужчина может зажечь свечу и произнести благословение дома. Тогда и домочадцы, слушая главу семьи, произнося «амен» и «используя» свет свечи, также выполняют заповедь.

8. Нужно ли произносить благословение на благовония?

Когда 9 Ава выпадает на йом ришон, благословение на благовония не произносят вообще — ни на исходе субботы, ни на исходе поста.

9. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

Больной, которому необходимо поесть в пост уже вечером, должен сделать Авдалу на пиво (или другой напиток, распространенный в данной местности — хамар медина). При этом пропускают отрывки, которые обычно произносят перед Авдалой, а также благословение на благовония.

Благословение на свечу больной должен произнести как обычно.

Если больному надо поесть только утром или после полудня, то Авдалу он делает перед едой, а благословение на свечу произносит вечером на исходе субботы, как все.

10. Как делают Авдалу на исходе поста 9 Ава, выпавшего на йом ришон?

На исходе поста 9 Ава, который выпадает на йом ришон, Авдалу делают как обычно — на вино или виноградный сок. При этом пропускают отрывки, которые обычно произносятся перед Авдалой, а также благословение на благовония, т. е. начинают сразу с благословения на вино. Благословение на свечу также не надо произносить, т. к. его произносят только на исходе субботы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Еврейская выпивка. Почему и когда говорят «Лехаим»?

Рав Яков Шуб

Это что, еврейский тост?

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.