Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

По Торе — компании могут «откупаться» от хакеров?

Темы: Запреты, Заповеди, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В последнее время участились сообщения о том, что различные компании были вынуждены «откупаться» от хакеров, заплатив им громадные суммы. Легко нагуглил несколько таких событий, произошедших за последние несколько месяцев:

«Крупнейшая в мире мясоперерабатывающая компания JBS признала, что заплатила хакерам выкуп в размере 11 млн. долларов за устранение последствий серьезной кибератаки.

Оператор крупнейшего трубопровода США заплатил атаковавшим его хакерам выкуп в размере почти $5 млн. Кибератака прервала поставки топлива по трубе почти на неделю, спровоцировав дефицит бензина на заправках.

Одна из крупнейших страховых компаний США CNA в конце марта заплатила хакерам $40 млн., чтобы вернуть доступ к своей базе данных».

Хотелось бы узнать, как смотреть на эту ситуацию с точки зрения иудаизма, возможно ли платить хакерам такие баснословные деньги в качестве выкупа?

Заранее благодарен за ответ, Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Мишна в трактате Гитин (45а) говорит о проблеме выкупа заложников. Заповедь Торы предписывает выкупать пленных, но мудрецы издали специальное постановление о том, что пленных нельзя выкупать за сумму, превышающую их «стоимость».

Талмуд предполагает, что с помощью этого постановления мудрецы стремились:

1. избавить общество от чрезмерного финансового бремени — сбора денег на выкуп;

2. не дать этому преступлению превратиться в выгодный «бизнес». Если заплатить большой выкуп, заложников будут захватывать постоянно. А если преступники будут знать, что выкупа они, в конце концов, не получат, ради чего станут рисковать?

Имеет ли выделение этих двух оснований практическое значение? Да, и это можно увидеть на следующем примере: предположим, у заложника есть богатый родственник, который готов заплатить выкуп самостоятельно. Первая причина здесь не «работает»: т. к. выкуп не ложится бременем на общество, богачу было бы разрешено заплатить бандитам большие деньги. Но «работает» вторая причин: богачу запрещено выкупать родственника за большую сумму, поскольку это стимулирует бандитов захватывать заложников.

Данное постановление приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 252:4): нельзя выкупать заложников за сумму бОльшую, чем их стоимость. В качестве обоснования Шулхан Арух приводит вторую причину: это побудит бандитов и впредь захватывать заложников.

Что касается выкупа хакерам, совершившим компьютерную диверсию, то вполне вероятно, что постановление о заложниках, здесь неприменимо. Во-первых, потому, что оно очерчивает рамки заповеди о выкупе пленных, что нерелевантно в случае с компьютерной диверсией.

Во-вторых, Радбаз в своем респонсе (1:40) объясняет: цель постановления об ограничении суммы выкупа — предотвращение захвата именно еврейских заложников. Т. е., если бандиты требуют сумму, за которую «принято» выкупать и неевреев, то нет проблемы заплатить эту сумму. Если же требуют больше, платить нельзя, поскольку тогда бандиты будут заинтересованы брать в заложники именно евреев. Если принять мнение Радбаза, то проводить аналогию между платой хакерам и выкупом пленных неправильно.

Кроме того, согласно комментарию Тосафот (Гитин 45а), запрета платить слишком большой выкуп не существует, когда человек хочет выкупить себя или свою жену сам (муж и жена считаются одним целым). Мнение Тосафот приводится в Шулхан Арухе (252:4). Выкупать собственное имущество также не запрещено.

Даже если мы придем к выводу, что запрет выкупать заложников за очень большую сумму неприложим к ситуации с хакерами, сама идея, стоящая за этим запретом, безусловно, актуальна и в наше время. Как мы видим, мудрецы Талмуда считали необходимым принять меры для предотвращения преступлений.

Если преступления не приносят прибыли, ради чего преступникам рисковать?

В наше время, когда преступления в сфере компьютерной информации распространяются всё шире, общество должно задуматься, как оградить себя от этой напасти.

Возможно, принимая решение о борьбе с ней, можно обратиться к опыту мудрецов Талмуда: если компании договорятся между собой не платить хакерам ни при каких обстоятельствах, это сможет предотвратить хакерские атаки в дальнейшем. Разумеется, усилий отдельной компании для этого будет недостаточно. Компании должны проявить общественную ответственность и принять совместное решение по данному вопросу, в результате которого, в конечном счете, выиграют все.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.