Темы: Иштадлут, Ненависть, Злословие, Грех, Машиах, Галут, Храм, Психология, История
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ заметил, что религиозные каждое свое поколение воспринимали как особое — и что именно сейчас должен появиться Машиах. Например, после чтения историй про лжемашиахов именно такое впечатление и остается.
Так вот, это чувство особости именно их поколения и именно их временного отрезка — это что-то из психологии или из Торы? Мне просто интересно, откуда это ощущение в религиозной среде. N.
Здравствуйте, N.!
Вы правильно замечаете, что каждое поколение еврейского народа ощущает себя именно таким, при котором должен прийти Машиах.
Потому что так оно и есть — в потенциале.
Так толкуется в Талмуде (Санхедрин 98а) стих из Тэилим (95:7): «…сегодня, если послушаете голоса Его». Машиах готов прийти в любой день, хоть сегодня, если только еврейский народ исправит свои грехи, приведшие к духовному падению и изгнанию (а это, как известно, беспричинная ненависть и разжигающее ее злословие), и будет исполнять волю Всевышнего.
Мудрецы также говорят (Иерусалимский Талмуд, Йома 5а): каждое поколение, при котором не отстроен Храм, подобно тому, при котором Храм был разрушен. Ведь то, что он не отстроен, свидетельствует: духовные причины, приведшие к его разрушению, продолжают существовать — и за это отвечает уже нынешнее поколение. Значит, стоит этому поколению исправить свои грехи — и Храм будет восстановлен.
А поскольку приход Машиаха и возвращение евреев из изгнания — это всё-таки не просто « раз — и сделано», а великие исторические события, в каждом поколении есть чувство, что они назревают. Что вот-вот свершится — и тогда может прийти избавление, если только предпримем достаточно усилий и сделаем шаги со своей стороны.
Как сказано в Пасхальной Агаде, в каждом поколении поднимается какой-то враг, стремящийся нас уничтожить. Необязательно какой-то конкретный человек типа Амана или Гитлера, иногда ситуация в целом становится чреватой, наше положение ухудшается, растет та или иная угроза — уж это действительно происходит практически в каждом поколении.
А таков закон любого хорошего сюжета: перед тем, как наступает избавление, счастливый конец, ситуация становится опасной, даже критической и создается впечатление, что конец будет вовсе не счастливым — но в последний момент все меняется и оборачивается в пользу положительных героев.
Потенциал такой кульминации и развязки существует в каждом поколении, что и ощущают евреи каждого поколения. А это значит, что они способны стать тем «положительным героем», который приводит мир к спасению. Что они могут всем народом добиться необходимого исправления грехов, а также выдвинуть из своей среды лидера, который приведет нацию и весь мир к избавлению и таким образом станет Машиахом.
Но что же делать с тем фактом, что Машиах по сей день не пришел, а каждый, кто провозглашал себя им, пока что оказывался лжемессией? Значит, каждое из этих поколений действительно не справилось с задачей и считается ответственным за то, что Храм всё еще не отстроен?
Но ведь были поколения весьма праведные, и, во-первых, трудно поверить, что они так «оплошали», а во-вторых, если они действительно не сумели выполнить эту задачу, то что можем сделать мы, если не годимся им даже в подметки?
Во-первых, даже самое, казалось бы, низкое по уровню поколение на самом деле может привести Машиаха. Среди прочего, в этом смысл стиха в Пророках, где о Машиахе сказано: «беден и восседает на осле» (Захария 9:9). На осле — как-то не очень круто и победоносно! Вот если бы на коне…
Но «осел» — это мы все, то поколение народа, на котором будет зиждиться сила Машиаха. Да, предкам в подметки не годимся, «если прежние поколения подобны ангелам, то мы подобны людям, а если они подобны людям, то мы — ослам» (Шабат 112 б). Больших высот не достигаем. Но трудимся, как можем, несем бремя, терпим жизнь.
Именно такого типа человек необходим для завершения исторического процесса — работящий, но осознающий, что не он здесь истинный триумфатор, а Б-г. Что Он вершит Конец истории и вся слава — Ему.
А во-вторых, как пишет Рамбам, нам специально не сообщено, когда именно придет Машиах, чтобы мы не слишком много об этом думали и не пытались вычислить срок, а посвящали основные усилия праведной жизни здесь и сейчас. Каждое поколение, не зная, что будет и когда именно придет Машиах, должно прилагать максимум усилий, чтобы жить праведно в целом и искоренить беспричинную ненависть в частности.
Получится или нет? Поживем — увидим. Но пока что постараемся — этого требует от нас Б-г и, в любом случае, Он нас наградит за старание. Таким образом, каждое поколение, не зная, когда придет Машиах, совершит максимальное усилие, на которое способно, — а в этом и есть цель его существования.
Есть тут сходство с тем, как нам предписано вести себя в Рош а-Шана. Мудрецы говорят, что в этот день Суда перед Б-гом «открыты три книги»: одна — книга праведников, вторая — нечестивцев, третья — «средних». Праведники удостаиваются благоприятного решения суда, нечестивцев ждет неблагоприятное, а «средние» зависают посередине и в течение десяти дней до Йом-Кипура могут своими поступками склонить чашу весов в ту или иную сторону. И каждому из нас — даже тому, кто по логике вполне мог бы считаться чистым «праведником» или «нечестивцем», — предписано считать себя «средним» и чувствовать, что каждое его действие может решить его судьбу. Так все будут стараться по максимуму.
Так и с Машиахом: у каждого поколения есть шанс своими поступками либо привести его, либо в очередной раз «отодвинуть» его приход. Поэтому каждое поколение должно прилагать максимум усилий — а уж благие дела в любом случае без награды не останутся.
Да удостоится уже наше поколение привести своими действиями Машиаха!
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Яков Шуб
Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Моше Ойербах
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.