Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что становится с душами самых больших злодеев после пребывания в аду?

Темы: Ад, Награда и наказание, Раскаяние, Грех, Народы мира, Душа, Каббала, Будущий мир, Рай, Бней Ноах, Праведники, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом! Задался на досуге одним, как по мне, достаточно интересным вопросом: а что же становится с душами самых больших злодеев в Геиноме? Имеют ли они право на раскаяние и последующее попадание в Ган-Эден?

Можно понять раскаявшихся вероотступников, но я не могу представить себе, что может заслуживать пребывания вместе со Всевышним — душа Адольфа Гитлера или же Богдана Хмельницкого (да будут стерты их имена).

Или они, всё же, могут пойти на «второй круг», дабы попробовать в новой жизни раскаяться в своих грехах? Очень жду вашего ответа! Шимон

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Шимон!

Спасибо за интересный вопрос. Только перед тем как ответить, постараюсь его немного уточнить. Вы спрашиваете, что становится с душами самых больших злодеев в Геиноме, имеют ли они право на раскаяние. Насколько я знаю, на чистосердечное раскаяние имеют право все, но не в Геиноме, а только при жизни.

Если же человек умер, не раскаявшись, то его ожидают разного рода исправления и очищения, в том числе Геином и перевоплощения, о которых Вы упоминаете. Причем мудрецы Талмуда говорят об исправлении в Геиноме, а мудрецы Каббалы добавляют к этому исправление с помощью перевоплощений. И следует разобраться: каково соотношение между ними?

Особенно это интересно, когда речь идет о больших злодеях, о которых Вы спрашиваете. Поясню. Вавилонский Талмуд (Рош а-Шана 17 а) говорит о трёх категориях людей, которые предстанут перед Судом Грядущего мира: полные праведники, полные грешники и «средние» люди, обычные. Праведников сразу записывают на жизнь в Грядущем мире, и запись скрепляют печатью. Грешников сразу записывают в ад (на срок до двенадцати месяцев), и запись скрепляют печатью.

А что происходит со средними? По мнению Бейт-Шамай (Школы Шамая), они попадают в ад, стенают там и плачут, а затем, очистившись от грехов, поднимаются в Грядущий мир. Бейт-Гилель (Школа Гилеля) считает, что, по милости Творца, средние не попадут в ад вообще.

Далее Талмуд говорит о великих злодеях, которых даже невозможно отнести к категории полных грешников:

«Однако минин (люди, извращающие слова Торы), доносчики, апикорсим (люди, порочащие мудрецов Торы), те, кто отрицает истинность Торы, те, кто отрицает воскрешение мертвых… спускаются в ад и несут наказание там из поколений в поколения (т. е. вечно), как сказано (Йешая 66:24): “И выйдут, и увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет…” Ад закончится, а они не закончатся, как сказано (Тэилим 49:15): “… а сила их сгниет в преисподней; нет у них (больше) обители”. (Более подробно об этом можно прочитать здесь).

Мы видим, что «обычные» полные грешники проходят исправление в Геиноме и без перевоплощений. Тогда как у великих злодеев, о которых говорится после этого, такого исправления нет — их ожидает вечный ад.

И тут уместно задать Ваш вопрос: может быть, ад им не поможет, а перевоплощение каким-то образом поможет? Тем более что известный законоучитель и каббалист Рама из Фано (Асара мамаарот, Хикур дин 5, 1) считает: слова «несут наказание там из поколений в поколения» означают не более четырех поколений. А слова «Ад закончится, а они не закончатся» означает, что наказание в аду закончится, а эти люди не исчезнут навсегда. То есть — и они удостоятся своего исправления. Он пишет: «Нет ничего вечного, что не исходило бы от атрибута добра».

И, действительно, раби Хаим Виталь, записавший учение великого каббалиста Аризаля, полагает («Врата перевоплощений» — «Шаар а-гильгулим», гл. 11, с. 14а): души грешников, о которых сказано, что их тело будет уничтожено и они не встанут, когда оживут мертвые, и о которых сказано также, что у них нет удела в Грядущем мире, таких, как, например, миним и апикорсим (см. выше(, перевоплотятся, чтобы исправить свои грехи, но их первое тело будет уничтожено[1].

Автор современного комментария «Бни Аарон» добавляет: о злодеях сказано, что у них нет удела в Грядущем мире, но это не означает, что их души исчезнут, ибо сказано )Шмуэль II 14, 14): «…но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный». Имеется в виду, что они лишены более возвышенного аспекта Грядущего мира, но им оставлен его более низкий аспект, и они удостоятся вечной жизни во втором теле.

До сих пор мы говорили о еврейских великих злодеях. Следует ещё выяснить, есть ли возможность такого исправления у великих злодеев — неевреев. Начнем с того, что мнения каббалистов по вопросу о том, есть ли переселение душ у неевреев, разделились. Некоторые считают, что есть, другие полагают, что нет, а есть мнение, что — только в определенных случаях, например Лаван, Билам и т. п.

Согласно мнению одного раввина — нашего современника, у праведников народов мира есть возможность исправления через перевоплощение: ведь у них есть удел в Грядущем мире и, по Аризалю, у неевреев есть реинкарнация. Как бы то ни было, упомянутым Вами злодеям это, по-моему, никак не светит.

С уважением, Менахем Эпель


[1] В той же книге «Врата перевоплощений» (гл. 5) объясняется, что каждая душа заключает в себе большое количество «искр» и в каждом конкретном воплощении «исправляется» часть этих искр. И, соответственно, в Грядущем мире удостоятся вечной жизни все тела, которые участвовали в исправлении искр души. А тело великого злодея не удостоится жизни в Грядущем мире.

 

Материалы по теме

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

С какого возраста человек считается грешным?

Рав Овадья Климовский

Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?

Как относится иудаизм к Каббале?

Рав Реувен Куклин

Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?

В связи с военными действиями переехали в США. Тут очень много людей нетрадиционной ориентации…

Ципора Харитан

Как правильно поступать в случае контакта с геями? Как объяснить сыну, почему у некоторых детей — «2 папы» или «2 мамы»? Как защитить ребенка от близкого знакомства с псевдолиберальными «нормами»? Где учиться, куда переезжать?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.