Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Моше, Йеошуа бин-Нун, Каббала, Агада, Раби Акива, Софер, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы?
Здравствуйте!
«Коронки» над буквами Торы представляют собой три тонкие палочки, которые отходят от «шапочки» или «ножки» буквы и заканчиваются небольшими кружочками. Своей формой эти палочки напоминают царскую корону, поэтому их называют «китрэй отийот» («короны букв» на иврите) или «тагим» («короны» на арамейском). Эти коронки украшают буквы свитка Торы и символизируют величие Торы и ее «Царское происхождение».
Когда появились эти коронки?
Рамбан в предисловии к своему комментарию Торы, а также Рабейну Бехайе (комментарий к концу главы Ноах) пишут, что коронки над буквами и способ их написания переданы по прямой традиции от Моше Рабейну.
Сохранилась древняя «Сэфэр а-тагэй» («Книга корон»), в ней перечисляются все места, где должны находиться измененные буквы, а также — где нужно ставить коронки над буквами. Написание этой книги относят к периоду танаим (мудрецов Мишны).
В предисловии автор пишет: источником информации, которую он сообщает, является многовековая традиция, передаваемая из поколения в поколение от первосвященника Эли. Эли положил начало этой традиции, взяв за основу начертания на камнях, которые Йеошуа установил в Гильгале после перехода евреев через Йардэн (Иордан).
Какие буквы увенчивают коронками?
Талмуд в трактате Менахот (29 б) называет семь букв, над которыми софер (переписчик Торы) должен начертать коронки: «צ»«ג» «ז»«נ»«ט»«ע»«ש» (шин, аин, тэт, нун, заин, гимэл, цади). Чтобы легче было запомнить, эти буквы объединяют в слова «Шаатнез гац».
Согласно Каббале, коронки следует ставить еще над шестью буквами: «ה»«י»«ח» «ק»«ד»«ב» (бэт, далет, куф, хэт, йуд, hэй; для запоминания объединены в слова «Бэдэк хая»). Над этими буквами ставят только одну палочку, а не три как в «Шаатнез гац». Кроме того, в отличие от «Шаатнез гац», отсутствие коронок над этими буквами не делает свиток Торы непригодным, а только менее предпочтительным.
Девять оставшихся букв «ר»«פ»«ו»«ס» «ת»«כ»«א»«ל»«מ» (мэм, ламед, алеф, каф/хаф, тав, самех, вав, пэй/фэй, рейш; для запоминания — «Млэхэт софэр») коронками не увенчивают.
Кроме коронок в некоторых буквах переписчики Торы должны добавлять небольшие черточки или «хвостики», которые не заканчиваются кружочком. Они называются «окцим».
А согласно ашкеназской традиции, верхнюю часть буквы ламед украшают двумя вертикальными черточками, где левая чуть меньше правой. Эта традиция также основана на кабалистическом учении.
Почему ставят коронки над буквами Торы?
В трактате Менахот 29 б приводится агада о великом мудреце Раби Акиве, который толковал коронки над буквами Торы:
Когда Моше Рабейну поднялся на Небеса, чтобы получить Тору, он увидел Творца, Который сидел и привязывал коронки к буквам. Спросил Моше Рабейну:
— Владыка мира! Зачем Ты это делаешь?
На что Творец ответил ему:
—В будущем родится мудрец, который из каждой черточки выведет множество законов.
Тогда спросил Моше Рабейну:
—Если у Тебя есть такой человек, почему же Ты даешь Тору через меня?
На что ответил Творец:
—Молчи! Таково Мое решение…
Эта агада говорит, что и в форме еврейских букв заключены огромные тайны.
В похожем ключе пишет Рабейну Ашер в своем комментарии на трактат Нэдарим 38а: «В форме (еврейских) букв скрыта вся мудрость этого мира».
Именно поэтому одним из важнейших требований к переписчикам Торы является огромная внимательность и «доскональность» при переписке: ведь в каждой детали письма заложены неизведанные глубины Б-жественной мудрости.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Авраам Коен
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Моше Пантелят
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Неизвестный автор
Профессия софера в еврейском народе — одна из самых уважаемых. Она не приносит много денег, но всегда окружена почетом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Агада — часть Торы, привлекающая человека к Торе, философия пути, указанного Торой
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.