Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие три вещи искусили Еву (Хаву)?

Темы: Испытание, Разум, Соблазн, Душа, Наслаждения, Опасность, Добро и Зло, Древо Познания, Адам, Хава

Отложить Отложено

Мир и благословение народу, хранящему Тору! Вопросы к раву Э. Залкинду. Первому человеку было дано повеление «возделывать и хранить» сад (Берешит 2:15). Не о прекрасном ли саде души это сказано?

Как написано: «вся слава дочери Царя — внутри» (Теилим 45:14). Душа, дочь Царя, должна исполнять: «ле-авда» (возделывать) — повелительные заповеди и «ле-шамра» (хранить) — заповеди запретительные.

Также написано, что из Сада «выходила река для орошения; и потом разделялась на четыре потока». Не символ ли это основных человеческих помыслов и устремлений? Пишон — «желание обогащаться»; земля Хавила, «там, где золото» Гихон — «плотские удовольствия»; земля Куш (потомки Хама) Хиддекель — властолюбие; земля Ашшур, агрессивная военная держава. Евфрат — благочестие, от глагола «пара» — «приносить (добрые) плоды» (см. Берешит 2:10-14).

Как сказано раби Нахманом из Браслава: «Необходимо оберегать свой разум от всякой нечистой мысли, потому что мысль порождает всякое действие. Так же, как грехи проистекают из дурных мыслей, так и их исправление заключается в том, чтобы отвлекаться от дурных мыслей. Тот, кто начал следить за своими мыслями, исправляет зло, которое совершил. Это усилие не такое уж и невероятное, поскольку только одна мысль может занимать наш ум в данный момент! Когда дурная мысль придет нам в голову, тут же заменим ее хорошей, как возвращают лошадь на правильный путь, слегка дергая поводьями». «Ки им бэ-Торат Адо-най хефцо, у-вэ-Торато йеhге йомам ва-лайла» (Теилим 1:2: «Только к Торе Б-га влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью»).

Хотелось бы задать следующие вопросы:

1) Что скрыто за тремя вещами, которыми совратилась Ева? «Тов ле-маахаль таава ла-эйнаим нехмад ле-аскиль» — Берешит 3:6: «(И увидела жена, что дерево) хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания…»). Что обозначают эти основы падения Адама, учитывая, что в «кожаные одежды» (Берешит 3:21) души облеклись позднее?

2) 2) Верно ли, что 42 стоянки сынов Исраэля на пути из Египта в Землю Обетованную символизируют ступени духовного восхождения, которые должен пройти каждый человек?

Заранее благодарю за ответы. Руслан

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Руслан,

Относится ли обязанность «возделывать и хранить» к саду души? Разумеется, да — сад души человека. Но также и сад души всего Творения.

И разделение реки на потоки означает, в том числе, и разные человеческие качества и стремления, как Вы заметили.

О трех свойствах древа познания добра и зла — «тов», «таава», «нэхмад» — говорит Виленский Гаон: есть три привлекательных качества: «арэв» (приятный), «моиль» (полезный), «тов» (хороший, благой). Приятный — приносящий удовольствие (однако, возможно, и вред). Полезный — приносящий пользу (но, возможно, ограниченную). Хороший — это сущностное благо. И это и есть то, что увидела Хава: «таава» — приятный, «нэхмад» — полезный, «тов» — несущий благо.

Правда, трудно понять, как эти понятия связаны с едой, глазами, познанием.

Но в одной книге, написанной немногим более ста лет назад, приводится, что «(дерево) хорошо для еды» — это корень привлекательности запретных удовольствий (анаа) для человека: запрещенной пищи и др., незаконного присвоения имущества и т. п.

«Вожделенно дерево для познания» — корень привлекательности ошибочных взглядов на мир, запутывающих человека. Человека влечет к ним любопытство и стремление убедиться во всем собственным разумом (что, в принципе, похвально, но с условием, что он осведомлен об ограниченности своего познания и пребывает с этим в мире и согласии).

Заниматься самостоятельным поиском в области основ веры часто, в действительности, невозможно — из-за непостижимости той мудрости, которая стоит за ними, мудрости Творца. Она недоступна постижению человеческого разума. Потому эти основы и передаются нам по Традиции. Тот, кто занимается этим, выходя за границы дозволенного, подвергается большой опасности, он может запутаться окончательно и потерять ориентиры, взвешенность и связь с истиной.

«Услада для глаз» — мне кажется, что об этом в той книге не говорится. Но, возможно, это означает следование за своими чувствами вопреки разуму. Как мудрецы описывают путь к нарушению: глаз видит, а сердце вожделеет и т. д. И потому «услада для глаз» упоминается между «едой» и «познанием».

А то, что Адам и Хава находились тогда на уровне, значительно более высоком, чем сегодняшнее материальное тело и «смежная» с ним душа, но, тем не менее, поддались искушению попробовать плод с древа познания, не удивительно. Ведь и на том уровне можно различить (с помощью мышления) корни и источники соблазнов, известных нам по их проявлениям внизу, на более низких уровнях. Эти корни и источники соблазнов названы в Торе именами их «следствий» — «усладой для глаз», «хорошим для еды», «вожделенным для познания».

О стоянках в пустыне. Верно, что их понимают и как ступени роста. Ступени роста отдельного человека и народа, и мира в целом.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.