Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему весь год хлеб макают в соль и только на Новолетие — в мед?

Темы: Шулхан Арух, Аризаль, Рош Ашана, Каббала, Храм, Сатан, Тишрей, Хала, Еда, Жертвоприношения, Обычаи

Отложить Отложено

Шалом! В иудаизме есть традиция весь год макать хлеб в соль и только в Рош а-Шана — в мёд. Почему так? Объясните, пожалуйста. Спасибо!

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Начнем с того, откуда возник обычай макать хлеб в соль.

В Талмуде (Брахот 40а) сказано, что человек не должен произносить благословение на хлеб, пока перед ним не поставят соль или любую другую приправу, соус, еду, которые едят вместе с хлебом. В этом проявляется наше уважение к благословению — когда произносим благословение на хлеб, хлеб должен быть максимально вкусным — сдобренным солью или другой приправой.

Сказанное относится только к грубому хлебу, который ели во времена Талмуда. Но хлеб, испеченный из чистой муки, а тем более хлеб, который едим мы — с солью и прочими добавками, вкусен сам по себе и не нуждается в приправах (Раши и Тосафот там же). Итак, согласно букве закона, наш сегодняшний хлеб нет нужды обмакивать в соль (Шульхан Арух, Орах Хаим 167:5).

И всё же будет правильно оставить соль на столе (примечание Рамо там же). Мудрецы говорят (Менахот 97а), что стол, за которым едят, подобен жертвеннику, а вместе с любой жертвой в Храме приносили соль. Еще одна причина — на совместных трапезах люди долго сидят без дела, ожидая, пока все присутствующие совершат омовение рук (нэтилат ядаим). Напомню: между омовением рук и благословением на хлеб нельзя отвлекаться. Когда евреи сидят, не исполняя заповедей и не обсуждая слова Торы, Сатан (ангел-обвинитель) может возмутиться и потребовать наказания. Соль, оставленная на столе, напоминает о «завете соли» (см. ниже), защищая евреев от нападок Сатана. Так говорит Мидраш.

И хотя Рамо написал только о том, что соль нужно оставить на столе, мне кажется, что, согласно первому объяснению, есть смысл обмакнуть хлеб в соль — как посыпали солью жертвы в Храме. И в книге Шиболей а-Лэкет сказано, что принято сдабривать хлеб именно солью, поскольку стол подобен жертвеннику. И сказано о жертвеннике (Ваикра 2:13): «…при всякой жертве твоей приноси соль». И, действительно, я видел многих людей, которые обмакивали хлеб в соль или посыпали хлеб солью, произнеся благословение, поэтому мне кажется, что существует такой обычай.

Что же касается знатоков тайной Торы, то они говорят, что после благословения хлеб следует трижды обмакнуть в соль. Это приводится от имени Аризаля, см., например, в книге Каф а-Хаим (167:37). Этот обычай связан с гематрией (числовым значением) слова «соль» — мелах (слова мелах и лэхем — «хлеб» — записываются одними и теми же буквами и, соответственно, имеют одинаковое числовое значение), Мерой суда и Мерой милосердия и прочими вещами, хорошо известными тем, кто посвящен в сокровенную мудрость Торы.

В Рош а-Шана хлеб окунают в мед ради «хорошей приметы», чтобы весь следующий год был хорошим и сладким как мед. На праздничной трапезе Рош а-Шана вообще принято есть сладкие вещи и не есть кислые, горькие и соленые (см. об этом Шульхан Арух, Орах Хаим 583). Кстати, существует обычай обмакивать хлеб в мед в течение всех осенних праздников, до Шмини Ацерет и Симхат Тора. И тут тоже каббалисты скажут, что, кроме меда, следует три раза обмакнуть хлеб в соль.

Короткое отступление: мы с Вами рассуждаем здесь о красивом еврейском обычае, но важно помнить, что в иудаизме кроме обычаев существуют еще и основы веры, и заповеди Торы, и постановления мудрецов. То есть, существуют вещи, значимость которых гораздо выше, чем значимость обычаев. Важно не забывать об этом и не придавать слишком большого значения моментам менее важным, забывая о более важных.

В заключение постараемся разобраться, что это за «завет соли» и как он спасает от происков Сатана. В этом нам поможет комментарий Раши к Ваикра 2:13. Стих звучит так: «И всякое приношение твое хлебное соли солью, и не устрани соли завета Б-га твоего от дара твоего; при всякой жертве твоей приноси соль».

Раши напоминает нам слова мудрецов о споре между верхними и нижними водами. Рассказывает мидраш (Берешит Рабба 5:3): когда Всевышний во второй день творения разделил воды на верхние и нижние (см. Берешит 1:7), нижние воды принялись рыдать: «Горе нам, что мы не удостоились подняться вверх, чтобы быть ближе к Создателю!» Набравшись смелости, нижние воды начали подниматься вверх, грозя затопить собой весь мир, пока Б-г не остановил их Своим окриком.

С той поры с нижними водами был заключен договор: верхние воды не смогут петь свою песнь во славу Творца, пока не спросят разрешения у нижних. И нижние воды будут приноситься на жертвенник в виде соли (добываемой из морской воды) и во время возлияния воды на жертвенник в праздник Суккот.

Как же этот союз между нижними водами и Всевышним защищает нас от подстрекательства Сатана? Я видел такое красивое объяснение: как нижние воды стремились быть ближе к Творцу, так и евреи, даже когда сидят без дела, в душе стремятся исполнять волю Творца — и этого достаточно, чтобы защитить их от наказания.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.