Темы: Милосердие, Суд, Шма Исраэль, Зеев Урман, Имя Творца, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон
Шалом, Аарон!
Спасибо Вам за интересный вопрос. Вы совершенно правы: читая Шма Исроэль, мы, прежде всего, провозглашаем абсолютную власть Всевышнего над всем творением и утверждаем, что Он является единственной Первопричиной всего происходящего, всех существующих законов и сил. Для такого понимания, действительно, больше подходит слово «Един» — Объединяющий в Себе всё творение.
Но, как известно, каждый стих Торы несёт в себе великое множество смыслов. Именно это имеют в виду, когда говорят о «семидесяти ликах Торы». И здесь есть еще один очень важный момент. Давайте обратим внимание на то, что в молитве Шма Исроэль упоминаются два разных имени Всевышнего. Одно из них — это четырёхбуквенное Имя, состоящее из букв Йуд, Эй, Вав, Эй, которое мы подразумеваем, говоря а-Шем. Это Имя отражает раскрытие Всевышнего в нашем мире через меру милосердия. Другое — Имя Элоким, отражающее Его раскрытие через меру суда. «Подставив» эти смыслы в стих, мы получаем новое понимание. Произнося «Слушай, Израиль, а-Шем Элокейну а-Шем Эхад», мы провозглашаем, что Всевышний, Который иногда проявляет Себя по отношению к нам мерой Милосердия (а-Шем), а иногда — мерой Суда (Элокейну), на самом деле является а-Шем Эхад — ОДНИМ бесконечным Милосердием. Мера Суда Всевышнего — это Его высшее Милосердие в скрытой форме. Поэтому мы и говорим «а-Шем ОДИН».
Как Суд может быть Милосердием? Самое простое понимание Меры Суда заключается в том, что человек получает награду в строгом соответствии с затраченными усилиями. Постараешься — получишь больше. Не постараешься — получишь меньше. Без меры Суда невозможно было бы наградить человека в Мире истины совершенным вознаграждением, полностью свободным от наама дэ-кисуфа — «хлеба стыда», когда, получая подачку, незаработанное, душа испытывает стыд, ощущает себя никчемной. Получение платы за проделанную работу наполняет человека чувством настоящей радости и уважения к себе. Так же и душа, получая заслуженную награду, удостаивается в Мире истины совершенного наслаждения. Это и есть Милосердие меры Суда.
И ещё. Сутью каждого испытания, которое Всевышний посылает через Меру Суда, даже самого тяжелого, является очищение и исправление. В этом также проявляется Милосердие меры Суда, благодаря которому временные земные трудности, в конечном итоге, оборачиваются великой и бесконечной наградой в будущем мире. Нам лишь не всегда дано это видеть, это скрыто от глаз. Но именно об этом мы вспоминаем в конце молитвы Алейну Лэшабеах, когда произносим: «И будет а-Шем царствовать над всей землёй. В тот день будет а-Шем ОДИН и имя Его ОДНО». В дни Избавления, которое наступит, с Б-жьей помощью, в ближайшем будущем, нам раскроется полное и истинное понимание вещей. Мы узнаем, что все, что произошло в мире с первого момента Творения до окончательного Избавления, было исключительным Милосердием Творца, вся суть Которого и есть одно Милосердие, а-Шем Эхад.
С уважением, Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Редакция Толдот
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.