Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что на самом деле следует понимать под терминами Б-г, Всевышний, Творец?

Темы: Философия, Каббала, Природа, Единство Б-га, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, что на самом деле с точки зрения Торы и еврейского взгляда следует понимать под понятиями Б-г, Всевышний, Творец? Как правильно об этом думать?

Некоторые раввины утверждают, что это не есть некто или нечто в смысле общепринятого представления о каком-то персональном объекте (пусть даже трансцендентном), а это всеобъемлющая единая сущность, в которой проявляется всё существующее в мире — Вы, я, другие люди, животные, растения, предметы и т. п.

А некоторые сторонники Каббалы говорят, что ближе всего к этому понятию подходит понятие Природа, то есть всепроникающая высшая сила, которая называется «Ацмуто» — «Сам по Себе».

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Полностью постичь сущность Б-га нам не дано. Мы — люди, живущие в этом физическом мире и знакомые только с его понятиями, а Б-г — не физический. И даже духовные миры всё же отделены от Него, ибо Он их создал и Сам не может являться их частью. Но, так или иначе, в Торе Б-г четко дал нам понять, что мы, на своем уровне, должны относиться к Нему не как к какой-то безличной совокупности всего на свете или какой-то непонятной, неведомой нам силе, а как к определенной Личности. На простом человеческом языке Тора говорит: Б-г сказал, Б-г сделал, Б-г вывел нас из Египта, Б-г дал нам Тору, Его следует любить, Ему следует молиться. Тора даже употребляет такие выражения, как «рука Б-га», Его «глаза» или «нос», хотя физически этих атрибутов у Него быть не может, просто человеку легче так воспринимать.

Более того, Тора подчеркивает, что Б-г — Единый и Неделимый. Даже христианская «троица» для нас является ересью: Б-г один, Его нельзя рассматривать как совокупность каких-либо составляющих.

Вообще-то, упомянутое Вами выражение «всеобъемлющая единая сущность» не так уж противоречит этой идее. Да, можно так о Нем говорить — и при этом относиться и обращаться к Нему как к Личности.

Но что касается «всего существующего в мире — меня, Вас, других животных, растений, предметов», то правильно в соответствии с нашим мировоззрением сказать так: Б-г проявляется в мире через них; они сами не являются частью Него, но своим существованием и функционированием свидетельствуют о Его существовании и присутствии.

Хороший пример — режиссер или композитор. В самом фильме режиссера не видно, видно только актеров. Но все знают: они выполняют то, что велел им режиссер, и вся обстановка — декорации и др. — устроена по его указаниям. Таким образом, все они свидетельствуют о режиссере, являются воплощением его замысла. И этот фильм становится известным как картина такого-то режиссера. И композитора в музыке тоже не видно, играют исполнители, но при этом музыка выражает замысел композитора и называется его именем.

Что касается понятия «природа», то, если этим словом обозначается совокупность всех живых и неживых объектов в окружающем нас мире — животных, растений, предметов неживой природы, — то она, конечно, не может быть Б-гом. Ведь все эти объекты — не «боги», и вместе они тоже не могут составлять Б-га. Они, как сказано, — Его творения, которые своим существованием свидетельствуют о Его присутствии.

Если же словом «природа» обозначается некая «всепроникающая высшая сила», то это всего лишь другой способ выражения значения «Б-г». Да, Его можно рассматривать как «Всепроникающую Высшую Силу»; можете называть это «Природой», если не нравится слово «Б-г», но сути это не меняет.

Да, Он «Сам по Себе», именно в том плане, что Ему нельзя приписать ни один из атрибутов созданного Им мира или всю совокупность этих атрибутов. Этот мир со всеми его составляющими — творение, а Он — Творец. Творец по определению отделен от своего творения, оно свидетельствует о нем, но не является им. Так что в этом плане действительно неплохо отражает суть выражение «Всепроникающая Высшая Сила».

Но, так или иначе, Тора дает нам понять, что относиться к Б-гу нужно как к Личности, Творцу, Отцу, Царю. Служить Ему, принимать все события, происходящие в мире, как Его действия, благодарить Его за благо, молить о спасении. Выстраивать с Ним личные отношения. Для нас Он — Господь, Б-г наш, Который вывел нас из Египта, Который любит и воспитывает нас, как отец, и отношение к Нему должно быть соответствующим.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.