Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Судя по постановке вопроса, Вам уже известен принцип, сформулированный мудрецами (Авот 4:1): «Кто богат? Тот, кто рад своей доле». Как и другое утверждение мудрецов: «Если у человека есть сто, хочет двести, есть двести — хочет четыреста» (Коэлет Рабба 1:13, «Вэ-нататэти эт либи» а, 2). Тот, кто хочет большего, никогда не будет удовлетворен. Значит, единственный способ — перестать хотеть и быть довольным тем, что есть.

Но Вы спрашиваете: как же этому научиться?

И это очень хороший вопрос. Ведь на самом-то деле в природе человека — не довольствоваться тем, что он уже имеет, а хотеть большего!

И, если не денег, то чего-то еще. Коэлет (5:9) пишет: «Тот, кто любит деньги, не насытится деньгами». Но мидраш (Ваикра Рабба 22:2) добавляет: тот, кто любит заповеди, не насытится заповедями. И приводит в пример Моше Рабейну: у него в «копилке» было более чем достаточно заповедей, но все равно он захотел добавить к ним еще одну и выделить города-убежища (Дварим 4:41). Хотя функционировать они должны были начать только в будущем, после его смерти. Что мог, то сделал, даже если это одна неполная заповедь в дополнение к огромной «коллекции».

Ведь, как сказано, в природе человека — быть вечно неудовлетворенным тем, что есть, и хотеть большего. И получается, что сама по себе ненасытность и вечная неудовлетворенность — необязательно плохая черта, которую надо полностью искоренить: ведь если человек любит заповеди, как Моше, оно и хорошо, пускай выполняет как можно больше!

Не все люди — такие праведники, как Моше, но многие занимаются разного рода созидательной деятельностью, и видно, что они часто тоже не могут и не хотят останавливаться, даже если в финансовом плане себя обеспечили и могли бы расслабиться. И этим часто приносят миру благо. Кто-то по призванию художник, и ему просто надо создавать новые шедевры, кто-то хочет использовать нажитое богатство и влиять на мир: заниматься благотворительностью, меценатством, политикой или еще чем-то.

Это жгучее стремление к достижениям заложил в человека Б-г. Ибо для того его и создал, чтобы действовал и достигал. Совершенствовал себя и мир. А не лежал всю жизнь на печи и не почивал на лаврах после первого же достижения. Именно правильные действия становятся его настоящим богатством, совершенствуя его душу и обеспечивая ей вечную жизнь в Будущем мире. И заложенное Б-гом стремление к максимальным достижениям, ненасытное желание пополнить «коллекцию» побуждает его к действию и так помогает ему достигнуть этого высшего блага. Так действие во многом превращается из обузы в удовлетворение желания самого человека.

И получается, что цель — не изменить человеческую натуру в корне и отучить от стремления к большему: это и труднодостижимо, и на самом деле вредно. И великих свершений будет меньше, и развитие науки и культуры затормозится, да и простые люди часто стараются делать свое дело хорошо потому, что надеются на карьерный рост, и неразумно уничтожать этот стимул.

Скорее, надо направить природное стремление к большему в том направлении, которое принесет благо миру и душе. Не удовлетворяться уже совершенными правильными действиями, достигнутым уровнем духовности, а не материальным положением.

Но как же человек сумеет быть удовлетворенным даже в этом, если по своей природе он желает большего в любой сфере?

Возможно, увлечение одним делом и стремление к большему в этой сфере сделает другие дела менее важными и обесценит в глазах человека достижения в других сферах. Если он отдает все силы какой-то полезной деятельности — спасению людей (как врач или полицейский), написанию книги или музыки, научному исследованию, изучению комплексной темы в Торе, — то материальные наслаждения уже не так тянут: некогда, не до них.

Целеустремленный человек готов потерять сон и потерпеть другие физические неудобства, лишь бы добиться своей цели. Он не приучил себя довольствоваться скромными удобствами — он перестал замечать, что они скромные. Существует целый ряд историй, как тот или иной праведник настолько увлекся изучением Торы, что забыл о том, что уже много часов не ел или не спал, или стоял в не очень удобной позе.

Разумеется, не каждому дано так погружаться в учебу и совершенно забывать о физическом мире. И намеренно лишать себя сна и других удобств не следует, так долго не протянешь. Но идея ясна: стремление к одной цели делает другие менее важными, позволяет меньше заботиться, а то и полностью забывать о них.

В то же время, не следует упускать из виду, что во многих случаях человек стремится, например, заполучить деньги не потому, что очень их любит, а потому, что иначе не сможет выжить: оплатить еду, жилье и все остальное, что ему необходимо. Реалии часто таковы, что у человека нет выбора и для оплаты всего необходимого приходится непрерывно охотиться за деньгами. И, даже если их становится достаточно, хочется заполучить еще больше, чтобы обезопасить себя, обрести стабильность. Здесь уже работает базовый инстинкт самосохранения, и в ситуации, когда человеку реально не хватает денег — или еще чего-то, жизненно необходимого, — бессмысленно призывать его довольствоваться своим положением. Если что-то болит, надо не философствовать о материальном и духовном, а идти к врачу. (Только, пока помощь еще не подоспела и приходится потерпеть, важно напомнить себе, что страдания могут иметь свой смысл. Ну и, если не очень сильно болит, можно, увлекшись своим делом, не сразу и заметить).

Наконец, даже если человек стремится совершить как можно больше правильных действий и выполнить как можно более важную миссию, это не значит, что всё непременно получится. И, даже если получится, в материальном плане или в духовном, всё равно может создаться впечатление несправедливости и обделенности, если другим, вроде бы, досталось больше. Мне вполне удобно в моем доме и с моей машиной, но почему сосед заслуживает дом побольше и машину более «крутой» марки? Я достиг определенного успеха в своей деятельности, но почему коллега достиг большего, хотя я, вроде бы, старался не меньше?

Когда речь идет о подобных ситуациях, действительно следует помнить (и при необходимости напоминать и внушать себе), что вопрос, кому достанется какая роль и какие условия для ее исполнения, решает Б-г, а Он знает, кому что дать. То, что есть у другого человека, предназначено ему, мне же это не нужно, а то и откровенно вредно. Как роскошный рояль пианиста, который ничем не помог бы тому, кто не умеет играть. А то, что предназначено мне, я, так или иначе, получу, Б-г об этом позаботится, и никто меня не обделит.

Если человек осознает это и просто увлеченно занимается своим делом, то есть максимальная вероятность, что он будет удовлетворен своим положением.

Чего Вам и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.