Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем поклонение Баалю отличалось от поклонения золотому тельцу?

Темы: Золотой телец, Идолопоклонство, Цари Израиля

Отложить Отложено

Шалом. В чем отличие поклонения Баалю от поклонения золотому тельцу? Царь Йеу уничтожил служителей Бааля, но не оставил поклонение золотому тельцу в сердце. Являлось ли поклонение золотому тельцу причиной сужения границ государства?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Йеу и поклонение Баалю

Абарбанель поясняет, что служение Баалю было связано с верой в силы солнца. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» — «шемеш» — употребляется в мужском роде. Так сказано в Тэилим (19:6): «И оно (шемеш), как жених, выходит из-под свадебного балдахина, радуется, как храбрец, пробегая путь». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть, мужским началом. Солнце является источником света, а Луна отражает свет, который получает от него. Так обычно выглядит и жизнь семьи. Муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена — принимающей или воспринимающей влияние. (И Абарбанель приводит пример из греческой мифологии, где Аполлон и Диана являлись божествами солнца и луны). «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что солнце дает миру энергию, необходимую для жизни и процветания.

А причиной того, что Северное, Израильское, царство прекратило свое существование, нужно искать в преступлении их первого царя, Йаровама, сына Невата. Йаровам, не желая подниматься в Иерусалим (по известным причинам), запретил это делать и всем своим подданным. Были придуманы новые праздники и установлены, в Дане и Бейт-Эле, золотые тельцы для поклонения. И чем дальше — тем хуже. И даже когда пришел к власти праведный царь, разрешивший паломничество в Иерусалимский Храм, евреи уже утратили веру во Всевышнего и мало кто поднялся на праздник в Иудею. И окончательное изгнание не заставило себя долго ждать.

Комментаторы же из стиха «В те дни начал Господь отсекать (части) от Исраэля; и Хазаэль побил их (израильтян) во всем пределе Исраэля» (Млахим II 10:32) делают иной вывод. Наказание изгнанием (или сужением границ) должно был прийти гораздо раньше этих событий. А то, что территория государства стала сокращаться только во времена Йеу, говорит о великом милосердии Всевышнего.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.