Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно подавлять разумом все чувства или только греховные?

Темы: Мысли, Эмоции, Цель творения, Предназначение, Чувства и разум, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, нужно подавлять разумом все чувства или только греховные? Можно ли давать волю чувствам, эмоциям, когда это не ведёт к злу? Но вдруг они тебя захлестнут и ты не сможешь с ними справиться в дальнейшем? Получается, лучше полностью контролировать их разумом. Но тогда и чувства жалко, ведь они так прекрасны порой. Лучше найти золотую середину или полностью подавить чувства и эмоции? Заранее спасибо. Александра

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александра!

Представляется правильным Ваше предположение, что лучше найти золотую середину и давать волю чувствам и эмоциям, когда это не ведет к злу. Иначе действительно жалко чувства, ведь они так прекрасны порой. Любовь, радость, сострадание — неужели лучше без них?

Более того, ведь чувства и эмоции создал Б-г — для чего? Только для того, чтобы их подавлять и чтобы их, в конечном счете, не было? Нет, для такой не-цели Он ничего не создает.

Даже о создании йецер а-ра — человеческих слабостей и дурных наклонностей — в Торе сказано «очень хорошо». Хотя мы со своими слабостями и недостатками должны бороться, в иных ситуациях их тоже надо не полностью подавлять, но использовать во благо.

Например, известный принцип: «конкуренция ученых умножит мудрость». В целом зависть — плохое и опасное качество. Но, в то же время, определенная мера здоровой зависти и конкуренции подстегивает человека и мотивирует его на достижения. Экономика считается здоровой, когда в ней есть конкуренция, а не когда все монополизировала одна фирма или государство. И космос осваивали в условиях жестокой конкуренции СССР и Америка. Надо только следить, чтобы зависть была именно здоровой, а не черной — «хочу, чтобы и у меня это было», а не «хочу, чтобы и у него этого не было».

Аналогичным образом, все, что сотворил Б-г, может быть полезно и ничто не было создано только для того, чтобы потом быть полностью подавленным. Включая, конечно, и человеческие чувства и эмоции.

Более того, подумаем: что было бы, если их действительно полностью подавить?

А вот что: мы превратились бы в бесчувственных роботов. И утратили бы большую часть смысла жизни.

Ведь цель человеческой жизни — совершенствовать себя и окружающий мир. Как именно это происходит?

Человек видит какой-то недостаток, какое-то зло, несправедливость. И — печалится, возмущается, ужасается. Как же так! Это невозможно терпеть! Надо что-то сделать, как-то это изменить!

И — задумывается, как именно изменить, что для этого надо сделать.

И — действует, совершенствуя мир на практике.

Таким образом, чувства и эмоции — это один из этапов, через которые человек проходит, выполняя свое предназначение: чувство — мысль — действие. Именно чувство дает ему изначальный толчок и искру, которые движут им и на следующих этапах.

А если бы чувств и эмоций не было?

Человек мог бы выполнять свое предназначение и совершенствовать мир, но… не с таким «огоньком»! Не с таким рвением. И не с таким результатом.

Весь процесс был бы иным: человек видит несправедливость и… как робот, заключает: так, непорядок, такого не должно быть. Надо как-то по-другому. Как? Так. Делаем.

Да, делали бы, и что-то изменяли к лучшему. Но не так, как делаем, движимые чувствами и эмоциями. Не надрывались бы, когда становилось трудно. Не продолжали бы вопреки всему идти против дождя и ветра, сжав кулаки, преодолевая все преграды.

И, достигнув цели, не радовались бы так. День победы не был бы со слезами на глазах. И не имел бы такого воздействия на нас. Сделал робот свое дело — все, порядок, можно выключаться. Какой праздник?

А ведь конечная цель всей нашей жизни и деятельности — это то состояние души, которое вырабатывается в результате всех наших деяний. Тело умрет, а душа вернется на Небеса — в каком состоянии? Положительные дела вырабатывают положительное состояние души, но также и положительные эмоции при выполнении этих дел. Не просто «дело сделано», а «Хорошо поработали!» Ура! Победа! Со слезами на глазах. И с музыкой. А если бы не было чувств, не было бы ни радости, ни музыки.

Так что только благодаря чувствам и эмоциям мы являемся теми людьми, какими Б-г нас создал (для определенной цели), и какими мы сами хотим быть. Мы не хотим быть роботами, мы хотим радоваться и любить.

Но тут действительно надо проследить, чтобы чувства не уходили в крайность и чтобы разум был готов, в случае чего, их обуздать. На то нам и дан разум, чтобы мы могли контролировать себя и направлять в правильное русло все наши эмоции, всю энергию и энтузиазм. Это не всегда удается, но на то мы и люди, чтобы допускать оплошности, а потом их исправлять и работать над собой.

Чем и займемся, с радостью и любовью.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.