Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гаоны, Рав Саадья Гаон, Александр Кац, Караимы
Рав Сеадья бар Йосеф (р. Сеадья Гаон; 4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.
Происходил из рода великого мудреца и чудотворца эпохи Мишны р. Ханины бен Досы (см.).
Родился в г. Фаюме, на севере Египта. Переселился в Землю Израиля, оттуда перебрался в мусульманскую столицу Вавилонии — г. Багдад.
Р. Сеадья активно выступал против влиятельной ереси караимов, разоблачая ложность их взглядов.
Был избран гаоном Пумбедиты, а в 4688 /928/ году гаоном ешивы в Суре, которая переживала тогда упадок и запустение — главы общины надеялись, что ему удастся возродить этот прославленный центр еврейской учености. И действительно, под руководством р. Сеадьи Сура обрела былую привлекательность для знатоков Торы.
Однако спустя два года возник острый конфликт между р. Сеадьей и рейш галута (административным главою вавилонской общины), вызванный тем, что мудрец отказался покривить судом ради корыстных интересов семьи рейш галута. В течение семи лет р. Сеадья вынужден был скрываться от мести врагов. В этот период он и написал большинство своих книг, в том числе и знаменитый труд по еврейскому мировоззрению Эмунот ведеот.
Его перу принадлежат комментарий на Тору, перевод Писания на арабский язык, книги по грамматике иврита, а также алахические исследования, среди которых особенно выделяется Сефер айерушот — книга, посвященная законам наследования.
Кроме того, р. Сеадья составил один из первых молитвенников — сидур, получивший название Сефер меасеф лехоль атфилот веабрахот (Книга, содержащая все молитвы и благословения).
В 4697 /937/ конфликт со светскими властями уладился, но к руководству ешивой р. Сеадья уже не вернулся (Раавад, Седер акабала; Седер адорот). Скончался в Суре, в возрасте шестидесяти лет.
С его смертью ешива в Суре окончательно лишилась прежнего значения и вскоре прекратила свою деятельность.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Подробнее о жизни и личности Саадьи Гаона.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти