Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ

Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, бывший короткое время наси, а затем — верховным судьей.

Раби Элазар происходил из коэнского рода Эзры, главы народа в период возведения Второго Храма. Кабалисты указывают, что он был также воплощением души Эзры, а последующим воплощением этой души стал выдающийся комментатор Торы Авраам Ибн Эзра (см.) ( Седер адорот).

В год разрушения Храма ему было не более 15 лет. В последующие годы он учился в Явнэ у р. Элиэзера бен Орканоса.

Когда мудрецы Явнэ временно отстранили рабана Гамлиэля (см.) от руководства Санхедрином за неучтивость, проявленную по отношению к р. Йеошуа (см.), вместо него на пост наси был избран р. Элазар бен Азария — поскольку он был «и мудрец, и богач, и потомок Эзры» ( Брахот27б).

В Талмуде рассказывается, что, хотя в момент избрания р. Элазару исполнилось всего 18 лет, он поседел в одну ночь и стал выглядеть почтенным старцем (там же 28а).

Он провел важную реорганизацию в ешиве: если р. Гамлиэль допускал к занятиям только самых выдающихся ученых, то р. Элазар бен Азария, «устранив привратника, охранявшего вход в дом учения, разрешил присоединиться к занятиям всем желающим» (там же). В Талмуде сообщается, что «в тот день пришлось добавить 400 скамеек» для новых учеников.

И после возвращения р. Гамлиэля к своим обязанностям, р. Элазар бен Азария, избранный верховным судьей, продолжал возглавлять работу ешивы и Санхедрина вместе с ним.

Р. Элазар бен Азария изучал Тору вместе с р. Акивой ( Санхедрин38б), а также с р. Йеошуа, р. Тарфоном (см.) и р. Ишмаэлем (см.) и был особенно дружен с ними ( Ядаим4:3).

Он унаследовал огромное богатство. Так, в трактате Шабат (54б) сообщается, что только «на десятину р. Элазар бен Азария каждый год отделял от своих стад по 12 тысяч тельцов». Он стал символом благосостояния в глазах современников — в Талмуде сказано: «Увидел р. Элазара бен Азарию во сне — жди богатства» ( Брахот 57б).

В трактате Авот (3:17) приведено несколько его изречений. Он говорил: «Без Торы не может быть нравственности, а без нравственности — нет Торы». И еще он учил: «Тот, чья ученость превосходит его добрые дела,… подобен дереву, у которого ветвей много, а корней мало: налетает ветер и вырывает его, и валит наземь… Но тот, чья добродетель превосходит его ученость, подобен дереву с немногими ветвями, но со множеством корней: если даже все ветры мира обрушатся на него, они не сдвинут его с места».

Ему же принадлежит знаменитое изречение: «Без хлеба — нет Торы, без Торы — нет хлеба» (там же). Комментаторы поясняют: не имея хлеба, человек не сможет посвятить себя изучению Торы; а хлеб — и все материальные блага — дается миру в заслугу изучения евреями Торы (Раши; Альших).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…