Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся знаток Торы и педагог

Раби Мордехай Погроманский (5663-5710 /1903-1950/ гг.) — выдающийся знаток Торы и педагог.

Родился в литовском городке Тавриге (Таураге).

Рос в семье далекой от еврейских традиций, получил светское начальное образование.

В 5677 /1917/ году р. Элияу Лупян, обратив внимание на феноменальную одаренность юного Мордехая, привлек его в знаменитую ешиву в г. Кельме, где тот вскоре стал одним из лучших учеников. Позднее он продолжил свое образование в ешиве г. Телза (Тельшая), возглавляемой р. Йосефом-Лейбом Блохом.

Юноша прославился на всю Литву под именем «илуй (вундеркинд) из Таврига».

В конце 5690 /1930/ годов р. Погроманский стал ведущим преподавателем в ешиве бельгийского городка Хейде.

Незадолго до начала второй мировой войны он посетил Литву и уже не сумел возвратиться в Бельгию. В годы нацистской оккупации был помещен в гетто, созданное в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

Р. Погроманский был одним из немногих евреев, которым удалось спастись из ковенского гетто и пережить войну.

Его избавление произошло при весьма загадочных обстоятельствах — незадолго до полной ликвидации гетто. В Ковно, вне стен гетто, жил еврей, о еврейском происхождении которого окружающие не знали. Однажды во сне к нему явился отец и попросил спасти из гетто некого раввина Мордехая Погроманского. Этот сон повторился несколько раз, однако молодой человек даже боялся подумать о том, чтобы зайти в гетто и уж, тем более, там кого-то разыскивать. Однако в одном из последующих сновидений отец успокоил его: необходимо подойти лишь к ограде гетто, и первый еврей, который покажется за оградой, будет тем самым раввином. Отец также подробно объяснил, каким образом следует переправить этого еврея из гетто в город. Поняв, что его сон, действительно, является вещим, молодой человек ближайшей ночью подошел к ограде гетто. Он спросил первого увиденного им еврея: «Вы раби Погроманский?» Получив утвердительный ответ, он сообщил р. Мордехаю полученные от отца сведения: в одной из микв, расположенной прямо рядом с оградой гетто, имелся лаз, через который можно было проникнуть в Ковно. После благополучного побега молодой человек спрятал р. Погроманского в тайном убежище, в своем доме, находящемся в центре города. Они разговорились. Узнав из рассказа своего спасителя о том, что его жена — нееврейка, р. Мордехай содрогнулся и заявил, что не может больше ни минуты оставаться под его кровом. Хозяин попытался его предостеречь — ведь, покидая свое убежище, р. Мордехай обрекал себя на верную смерть. Но на все уговоры р. Мордехай отвечал, что не может находиться в доме, в котором столь цинично попираются запреты Торы. В конце концов, хозяин убедил его остаться еще на день — на условии, что за этот день он разведется с нееврейской женой. После мучительной внутренней борьбы молодой человек, пораженный непреклонностью раввина, выполнил поставленное условие. Р. Погроманский прожил в его доме до окончания войны — за это время хозяин дома полностью возвратился к соблюдению заповедей Торы и после войны, эмигрировав в США, создал там еврейскую семью (Гдолей адорот).

После оккупации Литвы Красной Армией р. Погроманский бежал в Польшу, а затем, сумев перейти границу, перебрался в Чехию, а оттуда — в оккупационную зону союзных армий.

Поселившись во французском городе Экс-ле-Бен, он открыл там школу для еврейских сирот, уцелевших в годы войны. В последующие годы он возглавил ешиву в пригороде Парижа, названную Шеэрит Аплейта («Уцелевший остаток»).

В 5709 /1949/ году, когда резко обострились болезни, приобретенные им в ковенском гетто, р. Погроманский выехал на лечение в Швейцарию. Он скончался в месяце шват 5710 /1950/ года — ему было всего лишь сорок семь лет.

Для захоронения его тело было перевезено в Землю Израиля. Среди оплакивающих его во время погребальной церемонии, состоявшейся в г. Бней-Браке, был и духовный лидер поколения р. Авраам-Йешая Карелиц (Хазон Иш) (Гдолей адорот).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…