Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, духовный лидер еврейских общин Османской империи

Раби Хаим Фаладжи (5548-5629 /1788-1869/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер еврейских общин Османской империи.

Родился в турецком городе-порте Измире, в семье потомков изгнанников из Испании. Его дед р. Йосеф-Рефаэль Хазан был главным раввином Измира, а затем Йерушалаима.

Впоследствии в одной из своих книг р. Фаладжи так подытожил путь своего духовного развития: «Со дня, когда я стал мыслить, и до двадцати лет, я занимался только изучением Торы — днями и ночами, не отвлекаясь ни на что постороннее. С двадцати лет и до сорока, когда на мне уже лежала ответственность за семью, я занимался многими мирскими делами — но при этом в часы, когда я был свободен от дел, я не отвлекался ни на какие пустопорожние разговоры и развлечения, а только совершенствовал свои познания в Торе. С сорока лет, когда я стал судьей и законоучителем, на меня легли заботы общины, и из года в год этот груз возрастал, и уже не было минуты, свободной от посетителей, приходящих со своими тяжбами и проблемами из самого Измира и из всех окрестных земель, — и мое сердце тоскует из-за того, что я не могу заниматься Торой, как бы мне хотелось» (Коль ахаим).

В 5597 /1837/ году, в возрасте сорока девяти лет, р. Фаладжи стал главой раввинского суда Измира.

В 5601 /1841/ году во время большого пожара в Измире сгорело пятьдесят семь его рукописных сочинений, готовых к печати, — и еще четырнадцать рукописей один из его учеников сумел вытащить из пылающего дома, рискуя собственной жизнью.

Р. Фаладжи тяжело переживал утрату большей части своих трудов — он заболел и слег в кровать. Однако его сын, зная о великолепной памяти р. Фаладжи, попытался спасти утраченное — в течение месяца он сидел у кровати отца и записывал под его диктовку тексты сгоревших книг. Восстановив по памяти значительную часть рукописей, р. Фаладжи поправился (Гдолей адорот).

В 5615 /1855/ году р. Фаладжи стал официально признанным главой еврейских общин Турции, и ему было присвоено звание хахам баши (главного раввина). К нему обращались за решением спорных вопросов из многих сефардских общин диаспоры — его респонсы собраны в книге Лев Хаим («Сердце жизни»).

Среди опубликованных им книг значительное место занимают сочинения по кабале.

В возрасте восьмидесяти лет р. Фаладжи выпустил книгу Коль аХаим («Голос жизни»), в которой рассказал о том, как человек должен подготовиться к переходу в вечность.

За день до смерти он пригласил к себе руководителей измирской общины и в их присутствии составил завещание. В день смерти он, как обычно, рано поднялся, помолился в миньяне и до полудня давал уроки — затем он облокотил голову на правую руку и с улыбкой на устах возвратил свою душу Творцу Вселенной (Гдолей адорот).

Р. Хаим Фаладжи был призван в Небесную Ешиву семнадцатого швата 5629 /1869/ года, на восемьдесят первом году жизни.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…