Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и хасидский наставник, основатель гурского хасидизма

Раби Ицхак-Меир бар Исраэль Ротенберг (Алтер из Гуры; Хидушей Арим; 5559-5626 /1799-1866/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник, основатель движения хасидей Гур.

Прямой потомок одного из духовных лидеров евреев средневековой Германии р. Меира бар Баруха (Маарама из Ротенбурга).

Родился в 5559 /1799/ в Польше, в то время включенной в состав Российской империи. Его отец был учеником хасидского праведника р. Леви-Ицхака из Бердичева.

Рассказывается, что, когда Ицхак-Меир был маленьким ребенком, один из взрослых сказал ему: «Меирле, покажи мне, где пребывает Б-г, и я дам тебе золотую монетку». Малыш ответил: «Я бы дал Вашей чести две золотых монетки, если бы Вы мне показали, где Всевышний не пребывает» (Сарей амеа 3:7).

В ранней юности начал изучать хасидскую традицию и кабалу под руководством знаменитого цадика р. Исраэля Офштейна (Магида из Кожниц), а затем стал учеником р. Симхи-Бунима из Пшисхи и р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка).

Наряду с этим, изучал Талмуд и законодательные кодексы в варшавской ешиве, где прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Варшавы». В семнадцать лет написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Кидушин и Ктубот, посвященным законам семейного права.

Не желая извлекать материальной выгоды из своих познаний в Торе, занимался в Варшаве торговлей тканями. Однако в 5591 /1831/ году, в дни польского восстания, жестоко подавленного российскими войсками, его магазин был полностью разграблен. Оставшись без источника пропитания, р. Ицхак-Меир был вынужден принять на себя обязанности даяна (судьи), а затем он стал и главой варшавской ешивы.

Его день в этот период состоял из восемнадцати часов непрерывных занятий Торой. Еще два часа он затрачивал на молитву и уединенную медитацию, а также на еду и гигиенические процедуры — и четыре часа оставались ему на сон.

Выдающийся законоучитель р. Шмуэль Салант вспоминал, что однажды после утренней молитвы он зашел к р. Ицхаку-Меиру, и они принялись увлеченно обсуждать вопросы Торы. Но вдруг р. Ицхак-Меир, извинившись, прервал беседу — оказалось, что он еще не молился. Заметив на лице гостя недоумение, он пояснил: «Если допоздна учишься, то приходится и позже вставать». «Но ведь можно раньше лечь спать, — возразил ему р. Шмуэль, — а затем наверстать это время утром». «Но как это можно: по собственной воле закрыть Талмуд и улечься спать?! — воскликнул р. Ицхак-Меир. — Человеку следует заниматься и заниматься, пока сон не свалит его!».

Он ощущал личную ответственность за все происходящее в мире. «Судьба всего мира, — часто повторял он, — зависит от народа Израиля, а судьба народа Израиля зависит от духовного уровня и поступков знатоков Торы» (Гдолей адорот).

Уже в этот период Арим (аббревиатура слов «арав Ицхак-Меир») стал одним из общепризнанных духовных лидером евреев Польши — его мнение в алахических дискуссиях считалось решающим.

В 5611 /1851/ году российские власти запретили евреям ношение традиционной одежды, однако реализация этого указа натолкнулась на решительное сопротивление еврейских масс, которые, по свидетельству современника, «простирали свое упрямство до неистовства». И тогда варшавские «просветители» посоветовали правительственным чиновникам повлиять на евреев через их вождя — р. Ицхака-Меира Ротенберга. Они пояснили, что если Арим даст свое согласие на выполнение указа, все евреи Варшавы последуют за ним. В одну из ночей месяца адар 5611 /1851/ года городовые арестовали Арима и доставили в полицейское управление. Ему угрожали, что, если он не поддержит указ правительства, ему силой сбреют бороду и состригут пейсы, а затем подвергнут длительному тюремному заключению. Следуя закону Талмуда, в соответствии с которым каждый еврей обязан «в час преследований за веру пожертвовать своей жизнью» ради соблюдения заповедей и обычаев (Санхедрин 74аб), Арим отказался от любых предложенных ему компромиссов и был переведен в камеру варшавского равелина. Однако на рассвете произошло то, чего полицейские власти не могли предвидеть: тысячи варшавских евреев, узнавших об исчезновении своего духовного лидера, окружили здание тюрьмы и решительно потребовали немедленного освобождения Арима. Действия российских властей вызвали возмущение и в польском обществе, также страдавшем от насильственной русификации, — вожди польских националистов присоединились к требованию евреев. Опасаясь нового революционного взрыва, власти дрогнули — в то же утро р. Ицхак-Меир был освобожден из застенков. После этих событий он перешел в подполье, переселившись в небольшое местечко Новидвор под Варшавой инив фамилию Ротенберг, хорошо известную властям, на новую — Алтер (на идиш — «Старик»). Он скрывался до тех пор, пока, «указ об одежде» не перестал практически применяться — вследствие широкой общественной компании, организованной хасидами.

В 5619 /1859/ году, посл смерти р. Менахема-Мендла (Сарафа из Коцка), Аримнил его во главе хасидской общины и перенес центр движения в городок Гура (Гура-Кальварья), расположенный несколько южнее Варшавы. Он сумел преобразовать замкнутую духовную школу, созданную Сарафом из Коцка, в массовое движение, привлекавшее десятки тысяч хасидов.

У Арима было тринадцать детей, и все они умерли при его жизни. Когда умер последний — самый одаренный сын р. Авраам-Мордехай, жена Арима разрыдалась, не в силах справиться со своим горем. «Ну, что ты плачешь, — сказал ей р. Ицхак-Меир, — ведь наше горе может стать утешением для других. Теперь, если у кого-то из евреев умрет, не дай Б-г, ребенок, то скорбящий утешится, сказав себе: мне ли плакать — вот у р. Ицхака-Меира было тринадцать детей, и все они умерли при его жизни!».

Арим говорил друзьям: «Мне точно известно — смерть детей постигла меня за то, что в ранней юности я покинул своего наставника Магида из Кожниц, причинив ему своим уходом боль и обиду. Но я не раскаиваюсь в сделанном! Ведь в доме Магида из Кожниц меня постоянно хвалили, а в тот период мне не нужен был наставник, расточающий комплименты, — я искал наставника, который стал бы выкручивать мне жилы, и лишь в Пшисхе я нашел такого наставника» (Гдолей адорот).

Р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры, Арим, умер двадцать третьего адара 5626 /1866/ года.

В последний день своей жизни, в шабат, когда читается раздел Пара адума, он, лежа в постели, обучал хасидов, а затем учил Талмуд с внуком. Незадолго перед третьей трапезой он почувствовал, что его час приблизился, и сказал внуку, р. Йеуде-Арье-Лейбу (Сфат эмет): «Лейбеле, скажи Кадиш». Вслед за этим он пригладил рукой бороду и пейсы и, закрыв лицо талитом, начал произносить слова псалма (Теилим91): «Йошев бесетер элион» (Пребывающий под сенью Всевышнего). Дойдя до заключительных слов, он умолк навсегда (там же).

Во главе хасидской общины его сменил ближайший друг и ученик р. Ханох-Эних из Александра; позднее, в 5630 /1870/ году, во главе движения встал внук Арима, р. Йеуда-Арье-Лейб Алтер из Гуры.

Многочисленные сочинения Арима были опубликованы только после его смерти. Его аналитические заметки к Талмуду и кодексу Шульхан арух вошли в шеститомное собрание Хидушей Арим, изданное в типографии Варшавы в 5640 /1880/ году. Его респонсы включены в книгу Шеэлот ветшувот Арим (Вопросы и ответы р. Ицхака-Меира).

Эти книги были приняты в качестве основополагающих алахических сочинений — они широко изучаются знатоками Торы всех направлений.

Целый ряд толкований Арима на Пятикнижие вошел в книгу Сфат эмет (Язык истины), принадлежащую перу его внука р. Йеуды-Арье-Лейба из Гуры.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…