Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Ц

Раби Яаков бар Моше Лобербойм (р. Яаков из Лисы; Нетивот амишпат; ок. 5520-5592 /ок. 1760-1832/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви).

Родился в галицейском городе Зборове, расположенном на одном из притоков Днестра. Его отец, р. Моше, был главным раввином Зборова.

В раннем детстве остался сиротой. Позднее он вспоминал, что возможность усердно заниматься Торой он получил благодаря старшей сестре, сказавшей: «Ты, брат, сиди и учись, а я буду носить для людей воду и на заработанные деньги кормить тебя» (Гдолей адорот).

В последующие годы воспитывался в доме своего родственника р. Йосефа Теомим (При мегадим), ставшего его первым наставником.

После бар-мицвы учился в ешиве р. Мешулама Игры, в городке Тисманице, возле Лемберга. Стал талмид-хавером (партнером по совместному изучению Торы) главы ешивы.

Женившись на дочери богача, р. Герцля из Станислава, получил приданное, которого могло бы хватить на всю его жизнь. Вложив деньги в торговое предприятие своего друга и содержа семью на проценты с прибыли, он сумел целиком посвятить себя изучению Торы. Однако через несколько лет его друг разорился и объявил себя банкротом — из всех своих должников он вернул деньги лишь р. Яакову. Р. Яаков отнес всю сумму в раввинский суд и попросил, чтобы из нее было уплачено всем остальным должникам разорившегося купца (Сарей амеа 1:23; Гдолей адорот).

Оказавшись без средств к существованию, р. Яаков был вынужден принять раввинскую должность. Он возглавил общину городка Монастырска и создал там ешиву.

Позднее он стал главным раввином польского города Калиша, где написал большинство своих книг. Основным трудом, прославившим его имя, стал развернутый комментарий на два раздела Шульхан аруха. Комментарий к разделу Йорэ деа, содержащему законы ритуального характера, был назван Хават даат (Точка зрения); комментарий к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным и уголовным тяжбам, получил название Нетивот амишпат (Пути закона).

Книги р. Яакова отличались исключительной глубиной анализа. В книге Нетивот амишпат он остро полемизировал со многими алахическими положениями своего старшего современника р. Арье-Лейба Геллера, автора комментария Кцот ахошен (Края нагрудника).

Р. Яаков написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Ктубот и Гитин, посвященным семейному праву, — эти его книги называются Бейт Яаков (Дом Яакова) и Торатгитин (Законы развода).

В последующих поколениях его алахические труды широко изучались в ешивах — и в первую очередь, книга Нетивот амишпат. Его толкования являлись одним из самых авторитетных источников для установления законодательных норм.

Из под его пера вышел также ряд агадических исследований: среди них книга Эмет леЯаков (Правда Яакову), посвященная анализу талмудических иносказаний, и увлекательный комментарий на Пасхальную Агаду, названный Маасе нисим (Совершённые чудеса).

В 5569 /1809/ году р. Яаков стал раввином польского города Лисы, расположенного возле Познани. Он создал большую ешиву, которая привлекла сотни юных знатоков Торы. Одним из его ближайших учеников был р. Цви-Гирш Калишер, родоначальник движения «религиозного сионизма».

Когда по завершении наполеоновских войн Познанское воеводство было включено в состав Пруссии, р. Яакову из Лисы приходилось вести непримиримую борьбу с влиянием берлинского «просвещения».

В последние годы жизни р. Яаков возвратился в Галицию, где устои еврейской жизни все еще оставались более твердыми, — он возглавил общину г. Стрыя, южнее Лемберга.

Р. Яаков Лобербойм умер в Стрые двадцать пятого ияра 5592 /1832/ года.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…