Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабан Йоханан бен Закай и его ученики считали своим долгом и велением времени сохранить тлеющий уголек Торы в Явне

Вечность народа Израиля

Храм был сожжен, и Иерусалим разрушен. Иудейское царство превратилось в пустыню. Большинство населения либо погибло, либо было угнано в рабство. Во всей стране осталась лишь горстка евреев, живших в страхе под тяжелым гнетом победившего тирана. Еврейские общины галута (изгнания) с ужасом наблюдали за судьбой своих собратьев, оставшихся в Эрец Исраэль Видевшие тогда народ Израиля не сомневались, что через несколько лет евреи перемешаются с другими народами и растворятся среди них.

Но не таков народ Всевышнего. Наши мудрецы, благословенна их память, сказали: «Когда разгневался Всевышний на свой народ, Он обрушил ярость на дерево и камень», т. е. разрушил Храм и искупил этим вину народа. Тора, полученная на горе Синай еще до того, как евреи вошли в свою землю, осталась с ними после разрушения Храма и опустошения земли. Место Храма занял бейт мидраш (дом Учения), что спасло Тору — душу еврейского народа — и питало его на протяжении многовекового галута.

Видящий последствия

Рабан Йоханан бен Закай — величайший мудрец того поколения, ученик Гилеля и Шамая — хорошо понимал, что происходит вокруг. В смутное время волнений он вместе со своими учениками спас Тору и сохранил ее для еврейского народа. Когда римская армия осадила Иерусалим, рабан Йоханан бен Закай пытался повлиять на предводителей бунтарей и примирить их с римлянами. Но осознав, что его советы не в состоянии изменить ситуацию, он решил покинуть осажденный Иерусалим. Для этого он притворился мертвым, и преданные ученики вынесли его за стены Иерусалима. Явившись к Веспасиану, рабан Йоханан бен Закай попросил пощадить город Явне и его мудрецов. Римляне не поняли подоплеки этой просьбы, и, благодаря этому, еще до разрушения Храма рабан Йоханан бен Закай и его ученики сумели организовать бейт мидраш в Явне, бейт мидраш, спасший еврейский народ.

Когда страшная весть о падении Храма дошла до рабана Йоханана бен Закая и его учеников, они порвали свои одежды в знак траура о разрушении и превращении в пепел гордости Израиля. Но, несмотря на большое горе, они все-таки нашли в себе силы возобновить изучение Торы. Рабан Йоханан бен Закай и его ученики считали своим долгом и велением времени сохранить тлеющий уголек Торы в Явне, надеясь, что Храм вскоре будет возрожден из пепла.

Все, что делал тогда рабан Иоханан бен Закай, было проникнуто этой надеждой. Он постановил, что заповедь вознесения лулава во время праздника Суккот разрешается исполнять не только в Храме, как об этом было сказано в Торе: «И радуйтесь перед Всевышним, Б-гом вашим семь дней», а в любом месте. Зерновые нового урожая разрешалось использовать, начиная с 17-го нисана, а не как это было во времена Храма, сразу же после приношения корбан омер. Великий мудрец возобновил в Явне деятельность Санхедрина, ставшего духовным центром евреев Эрец Исраэль и всего мира.

Авторитет рабана Йоханана бен Закая был так велик, что последующие поколения приняли его постановления. За 120 лет жизни он заложил прочный фундамент существования народа на протяжении долгих лет изгнания.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте: Другие интересные факты о Раби Йоханане


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…