Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Хана Лернер, Отношения до брака
Добрый день. В одном из Ваших ответов читателю я нашел такие строки: «…Кроме того, дополнительная информация: с точки зрения Торы дружбы между парнем и девушкой не существует. С уважением, Хана Лернер». Не могли бы немного шире раскрыть эту тему «дружбы между парнем и девушкой не существует», что и где говорит Тора по этому поводу. Заранее благодарен Вам за ответ. С ув., Александр
Уважаемый Александр,
Ваш вопрос очень хороший, потому что такое явление как дружба между мужчиной и женщиной прочно вошло в нашу жизнь. Мы выросли в обществе, где тесное повседневное общение между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, часто было нормальным обыденным явлением. «Эмансипация» попыталась стереть различия между мужчиной и женщиной. Женщины стали похожи на мужчин, мужчины на женщин. Исчезли или стали более приглушёнными различия во внешнем виде, в родах деятельности, в домашних обязанностях и т.д.
С точки зрения Торы различие между мужчиной и женщиной следует подчёркивать, способствовать реализации, развитию у женщины её природной женственности, а у мужчины — его мужественности. В религиозном обществе девочки и мальчики с трёх лет воспитываются по-разному. Акцент делается на уникальности природы и предназначений мужчины и женщины. У женщины — больше мягкость, умение быть преданной женой и любящей матерью. У мужчины — больше способность брать на себя ответственность, принимать решения.
На Ваш вопрос о дружбе можно было бы ответить вопросом: какое содержание Вы вкладываете в понятие «дружба»? Если это — спросить совета у человека, который более компетентен в каких-то вещах, если это просьба о какой-то реальной помощи, всё в порядке. Но если дружба заключается в том, чтобы делиться своим душевным состоянием, что очень сближает людей, в частом совместном времяпровождении, то постепенно отношения переходят на другой уровень. В какой-то момент друг может занять место будущего или существующего мужа, и точно так же — подруга.
У мудрецов есть предписание тирхак ми-двар киур о домэ лэ-зэ — «отделяться от отвратительного или подобного ему». Это сказано о близких отношениях между мужчиной и женщиной, которые не являются мужем и женой. Кроме того, таково одно из правил скромности. Нескромно, когда парень с девушкой, которые не собираются построить семью, активно общаются друг с другом. В Законе есть также понятие мар-ит аин: следует учитывать, как то или иное действие «выглядит в глазах людей». Нельзя делать то, что может выглядеть как нарушение Закона. Т.е. люди, глядя на парня и девушку, которые дружат, могут подумать, что те находятся в близких, интимных отношениях.
В еврейской семье муж общается с женой, все его душевные, эмоциональные и сексуальные силы уходят на построение отношений с ней, на собственный дом. Если он растрачивает эти силы на, казалось бы, безобидные отношения с другими женщинами, их не остаётся на собственную жену. Это же верно и в отношении женщины.
Эйн апотропос лэ-арайот — «нет гарантии от разврата», потому что притяжение полов — настолько сильная и естественная вещь, что человеку обычно не под силу его преодолеть.
Надеюсь, что смогла ответить на Ваш вопрос.
С уважением, Хана Лернер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.