Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Почему иудаизм так различает обязанности обоих полов?

Темы: Предназначение, Женщина, Работа, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе, Материнство

Добрый день! Я на данный момент не нахожусь в определенной религии, но в очень активном поиске. Меня безумно интересует одна тема. Как и многие представители молодого поколения (в данном случае — 20 лет), я против различия прав между полами. Для меня различие между мужчиной и женщиной — это только физические составляющие.

Хоть я убеждена в своей позиции, не хочу сразу ставить точку (т.к. любое убеждение может быть ошибочным).

Скажите, почему иудаизм так различает обязанности обоих полов? Я знаю, что женщина создана из (так называемого) ребра мужчины и создана для того, чтобы быть «помощником» мужчины и «поддержкой» для него. Если моя позиция иная, — противоречит ли она Торе?

Противоречит ли Торе позиция, что женщина не обязана рожать детей и выходить замуж, а также быть «помощником»? Моя позиция такова, что пол не играет никакой роли и женщина не обязана быть помощником мужчины.

Да, я признаю, что есть существенные различия в психике тех и других, но на уровне прав и обязанностей они равные, в зависимости, конечно, от возможностей и сил человека. Благодарю заранее за ответ! N.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемая N.!

Ваша позиция понятна, и ее разделяет множество современных людей. В ней чувствуется влияние феминизма и убеждение, что, согласно Торе, женщина «поражена в правах» по сравнению с мужчиной. Попробуем разобраться, так ли это.

Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о Вашем недовольстве словом «помощник» (эзер). Кому-то оно может показаться пренебрежительным, обозначающим существо низшего ранга — «друг человека».

Но помощь ближнему — величайшая заповедь, которая позволила еврейскому народу сохраниться за тысячелетия рассеяния. И к тому, кто бескорыстно помогает другим, у нас всегда относились с величайшим уважением. Более того, самым главным Помощником евреи всегда считали Самого Творца.

Это отражено и в распространенных еврейских именах — Элиэзер, Эльазар, Азриэль, Азарья, в разных вариантах означающих: «Б-г — Помощник». А оказаться в ТАКОЙ «компании», согласитесь, совсем не зазорно! И отсюда вывод: становясь помощником тому, кто нуждается в помощи, мы уподобляемся Самому Б-гу!

Вы совершенно правы в том, что мужчина и женщина различны не только физически, но и психологически. И эмоционально, и по способу мышления. И, соответственно, они призваны выполнять различные функции — поскольку мы верим, что всё в мире создано не случайно.

Человеку даются те или иные свойства в полном соответствии с ролью, которую ему предназначено выполнить, поэтому и действовать каждому важно в соответствии со своими исходными данными.

Нет ничего плохого в стремлении преодолеть ограничения, наложенные на человека «от природы», — для этого и создаются машины, самолеты, компьютеры и т.п. Но если человек пытается взять на себя несвойственные ему роли, это вредит выполнению его прямых обязанностей.

Так, например, если женщина активно строит карьеру, то, как правило, она не может уделять должное внимание своему дому, мужу, детям.

И теперь можно перейти к другому Вашему вопросу: а должна ли женщина выходить замуж, сидеть дома и рожать детей? Возможно, Вы удивитесь, но такой обязанности по Торе у нее нет! Заповедь «плодитесь и размножайтесь» и, соответственно, обязанность создать семью возложена именно на мужчину.

Теоретически женщина может всю жизнь оставаться незамужней (разумеется, не вступая во внебрачные связи, т.к. евреям они строго-настрого запрещены). Но тогда возникает вопрос: а выполнит ли она в этом случае свое предназначение?

Мы верим, что после смерти каждого из нас ожидает Суд, где спросят, на что мы потратили отпущенные нам годы. Даже великие праведники страшатся этого Суда. О Виленском Гаоне[i] рассказывают, что он каждый Йом-Кипур вспоминал каждую минуту прошедшего года и мог точно указать, на что ее потратил.

Конечно, мы не находимся на таком духовном уровне, но, в общем, каждый из нас может спросить себя: на что я трачу свою жизнь? Движусь ли в нужном направлении? Выполняю ли в полной мере свое предназначение?

Многие ли сегодня могут дать самим себе удовлетворительные ответы на эти вопросы?

Сколько молодых женщин в современном мире занято пестованием и демонстрацией всем своей красоты в социальных сетях? И это становится смыслом их жизни в такой мере, что, становясь старше, они заняты только тем, чтобы сохранять эту красоту всеми возможными способами.

Но даже те, кто занят действительно важным делом, строит карьеру в бизнесе, производстве, науке, искусстве, политике, — могут ли они с уверенностью сказать, что вся их работа важнее предоставленной им возможности дать жизнь нескольким новым людям, вырастить их, воспитать каждого из них Человеком, обеспечить преемственность поколений на долгие годы?

Кстати, многие религиозные еврейские женщины удачно сочетают серьезную работу и заботу о большой семье, с толком организуя свое время и распределяя силы.

Теперь о правах и обязанностях. Если Вы хотите знать о правах, которые дает женщине Тора, то… их нет! Как нет прав и у мужчины! Тора вообще не говорит о правах, она говорит только об обязанностях. Но из обязанностей одного человека вытекают права другого.

Например, из обязанности работодателя вовремя платить работнику следует право работника вовремя получать зарплату, и т. п. И обязанностей у мужчины как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к своей семье и к супруге в частности, неизмеримо больше, чем у женщины.

Нужно ли требовать равенства обязанностей для обоих полов? Ведь само понятие «обязанность» означает, что за ее невыполнением следуют санкции! Вряд ли кто-то, говоря о равных обязанностях, подразумевает равную ответственность за их исполнение.

В любом случае, если человек стремится взять на себя чужие функции, он должен честно спросить себя: реализовал ли я весь заложенный во мне потенциал? Если женщина хочет быть во всем «как мужчина», значит ли это, что она полностью исчерпала свои возможности и выполнила все свои обязанности как женщина?

Или это стремление вытекает из навязанного обществом стереотипа «второстепенности» женщины, который не имеет ничего общего с Торой?

Все ограничения, которые иудаизм, казалось бы, налагает на женщину, объяснимы с точки зрения ее функции в семье и в мире и призваны охранять ее достоинство и защищать ее внутренний мир от постороннего вмешательства.

Дай Б-г, чтобы каждый из нас был доволен своей ролью и смог полностью реализовать свой потенциал!

С уважением, Мирьям Климовская


[i] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.