Темы: Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Депрессия, Законы семейной чистоты
Добрый день! Мне очень нужна Ваша помощь, т. к. я действительно достигла уже предела своих переживаний и резерва сил совсем нет.
Мы с мужем женаты уже 3 года, двое детей. В целом, мы хорошая пара, мы поженились, любя друг друга. Но у нас есть ряд сложностей. Первая и самая разрушительная наша проблема, о которой я и хочу спросить, — религиозный аспект. Я из светской семьи, мы соблюдали праздники, кашрут, но не были глубоко религиозными. Он же, как оказалось после свадьбы, — намного более соблюдающий, чем даже казалось. Он хочет соблюдать шабат, но из-за работы это не получается. Он страдает, уговаривает меня соблюдать. У меня не получается, я нервничаю.
Теперь он принял решение соблюдать таарат а-мишпаха (законы семейной чистоты). Чтобы, мол, улучшить наше семейное положение. В надежде, что Ашем, увидев наши старания, поможет нашей семье. Это и вовсе претит мне и моей душе. Мне чужд этот закон. Я стала противна сама себе.
Я не понимаю, почему я не могу обнять мужа, когда мне это нужно, и должна жить нормальной жизнью лишь по полмесяца. Я все время плачу, мне противно всё, и муж теперь тоже. Вместо того чтобы была некая интрига, о которой говорят все раввины, в период отдаления, у меня появилось чувство отвращения и к себе, и к нему.
И вообще, чем больше он тянет меня в религию, тем сильнее меня это отталкивает. Я всё время чувствую себя виноватой, потому что — будто ссорюсь с Б-гом. Я не хочу быть столь соблюдающей, я хочу вести нормальный образ жизни. Я очень устала от этого давления и постоянного чувства вины, что я мешаю человеку быть хорошим евреем.
Что мне с этим делать — не знаю. Я выжата, у меня больше нет сил. Законы чистоты вообще меня сломили. Мне по-настоящему плохо и противно. Я всё время плачу. Не знаю, как быть и что делать… N.
Уважаемая N.!
Если Вы не верите, что эти законы от Б-га, то почему чувствуете вину и обвиняете себя, что не позволяете мужу быть хорошим евреем? Ведь, если это пустая выдумка, то это действительно незачем соблюдать. Если же Вы верите, что это — из Б-жественного источника, то, когда Вы говорите: «хочу жить нормальной жизнью», неужели Вы считаете: Б-г хочет, чтобы Ваша жизнь была плохой и ненормальной?
А если Вы говорите — что делать, по факту она становится такой, — то у меня ощущение: с Вами происходят одновременно две вещи. С одной стороны, Вы очень мало знаете об этих заповедях, не понимаете, к чему они Вас обязывают безоговорочно, а что можно принимать на себя постепенно, и как можно продвигаться к лучшему их выполнению. А с другой, Вы пока вообще не уверены, что заинтересованы принять на себя их исполнение, и Вам кажется, что муж Вас заставляет и вынуждает.
Кроме того, предполагаю: так как есть и другие моменты, которые портят ваши отношения, то вот именно на религиозность очень удобно и легко всё свалить. То есть, муж превратился не в того человека, за которого Вы вышли замуж, и теперь он противен Вам, Вы противны себе и всё не так.
Поскольку Вы обратились с письмом на религиозный сайт, то предполагаю, Вы не ждали, что мы начнем отговаривать Вашего мужа соблюдать заповеди. Но думаю, что Вы хотите, даже если формулируете это иначе, какой-то поддержки, которая помогла бы Вам справиться с новыми «обычаями и идеями», которые вдруг вторглись в Вашу жизнь.
Для этого совершенно необходимо с кем-нибудь серьезно учить всё, что связано с темами чистоты семейной жизни и соблюдения субботы, причем вам обоим нужны очень опытные наставники, которые помогли бы понять, что именно необходимо соблюдать очень строго, а в чем могут быть поблажки (хотя бы на первое время). Как можно ввести в семью религиозные традиции, не разрушая мир в семье, какой смысл стоит за этими заповедями и как выглядит жизнь людей, которые это соблюдают.
(Думаю, Вы знакомы с религиозными семьями в своем городе. Как Вам кажется, они все ужасно несчастные из-за той «ненормальной» жизни, которую ведут? Или же есть среди них люди, которые выглядят счастливыми и довольными, а значит, научились использовать религию для улучшения своей семейной жизни, а не наоборот?)
Допускаю, что Вы можете сказать: весь этот «довесок» в виде соблюдения религиозных правил и их изучения Вам совершенно ни к чему. Но боюсь, что тогда пропасть между Вами и мужем будет только увеличиваться. Потому что одно из двух: либо, если Вы вынудите его не соблюдать то, что он считает важным, он будет Вас обвинять, что из-за Вас нарушает Закон. Либо, если его Вы вынуждать не будете, но и сами не проявите никакого интереса и готовности со своей стороны, то постепенно вы станете просто чужими друг другу.
А так как Вы говорите, что, в принципе, хотите сохранить брак, то рекомендую принять мой совет и найти духовных руководителей, которые вам помогут серьезно ознакомиться с жизнью по еврейским законам. А тогда, если Вы все равно не захотите их принять, Вы хотя бы сможете сказать себе и мужу: «Я всерьез уделила внимание этой теме и не принимаю ее для себя». На нынешнем же этапе Ваше нежелание, вероятно, воспринимается им как неуважение к его духовным интересам и некий «женский каприз».
С уважением и пожеланием мира в семье, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина