Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители
Шалом! Моя мама не соблюдает традиции. До отъезда в Израиль мы жили вместе и я ела, то, что она готовит (из кошерных продуктов, зная основные принципы кашрута), 5 лет я была в Израиле, после этого мама тоже приехала. Для нее очень важно готовить для нас. То, что она не соблюдает и, конечно, не очень разбирается в тонкостях кашрута, не вызывает сильного желания это есть. С другой стороны, я знаю, что ее сильно обидит мой отказ. Как быть в такой ситуации? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Очень ценю, что Вам действительно важно найти вариант, который бы не обидел маму. Но трудно надеяться, что человек, который мало разбирается, будет готовить кашерно. Существует ли возможность договориться, чтобы мама готовила супы, компоты, салаты и какое-нибудь печенье парве (не мясное и не молочное), но не готовила мясных и молочных блюд? Т.к. проблемы возникают в основном с ними. Если мама готова будет принять этот вариант, нужно отделить «парвенную» посуду и попросить готовить только в ней. Если начнутся разговоры на тему, что это все глупости и она все знает, то ничего не поделаешь — лучше поссориться один раз, чем ссориться постоянно. Можно попробовать договориться, что вы вместе учите основные правила кашрута, потому что они сложнее, чем кажется на первый взгляд, и когда вы вместе все выучите, то Вы готовы маме доверить больше — при условии, что она Вам честно расскажет, если ошибется. Что, кстати, случается со всеми начинающими. Если же мама человек, для которого это все — полумеры, и она не хочет себе этим «морочить голову», то придется объяснить, что вы ее очень цените, любите и уважаете, но, будучи религиозными, не можете есть пищу сомнительной кошерности. А проблема не в маме, а в том, что человек, который основательно не изучил эти правила, не может не ошибаться на кухне. И для этого даже в кошерных ресторанах необходим постоянный контроль третьего лица. Постарайтесь говорить об этом очень спокойно и уважительно, но — чтобы было абсолютно понятно: варианта, при котором вы бы ели пищу сомнительного в ваших глазах кашрута, просто не существует. Если пойдут разговоры об уважении к родителям, то Вы еще раз повторите, что это, не дай Б-г, делается не от недостатка уважения, а потому, что религиозному человеку так нельзя — и все. И от этого Вы уважаете маму ничуть не меньше, но просто так нельзя — и все.
Желаю Вам найти вместе с мамой какой-нибудь компромисс, который вы обе сможете принять.
С уважением, Ципора Харитан
P.S.:
Если мама согласится учиться, есть очень хорошие книги на русском языке, которые объясняют и практику, и смысл соблюдения заповеди о кашруте.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.