Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Психологические травмы, Помощь родителям
Крик о помощи. Шалом. Я ухаживаю за престарелым отцом. Он бывает очень трудным. Признаюсь, иногда я думаю, чтобы он поскорее умер. Вместо него неделю назад умерла моя любимая собака. Это я спроецировала смерть отца на собачку? Помогите, я в ужасном состоянии. N.
Уважаемая N.,
Во-первых, позвольте сказать: конечно, не надо желать смерти близким, но иногда человек, который ухаживает за престарелыми родителями, испытывает желание, чтобы всё уже закончилось, и это не является чем-то ненормальным или патологическим.
А потому за эти ощущения Б-г не взыскивает. И думаю, не нужно пугать себя тем, что смерть Вашей любимой собаки явилась следствием Ваших мыслей.
Вообще, иудаизм не считает, что человека наказывают за мысли, если они не сопровождаются запрещенными действиями. А Вы, наоборот, действовали самым достойным образом — ухаживали за отцом и старались помочь ему.
Поэтому, думаю, Вы можете с чистой совестью забыть о мыслях, что собака, не дай Б-г, пострадала из-за Вас, и позволить себе оплакать уход любимого существа.
Кроме того, молитесь, чтобы, пока отец здесь, Всевышний облегчил его состояние, дал ему более легкую старость и чтобы уход за ним не был так тяжел для Вас.
Постарайтесь поддержать себя с помощью какого-то отдыха от забот об отце и даже — развлечений. Они абсолютны и необходимы, даже когда Вы видите страдания отца и в душе, как у многих, проскальзывают мысли: как я могу получать удовольствие от жизни в тот момент, что…
Но, с точки зрения иудаизма, это неправильный подход. Всё, что сделает эту нагрузку по уходу за больным для Вас легче, — это то, что Вы должны делать. Чтобы Вы могли выполнять ту святую обязанность, которую Вы взяли на себя, и не сломаться от этого.
С уважением и пожеланием сил на нелегкую, но великую заповедь, которую Вы выполняете, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.