Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все благословения, данные еврейскому народу в целом, относятся и к каждому еврею в отдельности. Нет необходимости умножать слова, чтобы показать всю важность благословения «И водворю мир в стране».

«И водворю мир в стране, и когда ляжете, то не будет тревожащего; и изведу лютых зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей» (Ваикра 26:6). Если уже сказано, что в Стране Израиля будет мир («и водворю мир»), для чего потребовалось добавлять к этому «и меч не пройдет по стране вашей»?

Объясняя это, наши мудрецы говорят (Таанит 22 б): даже «мирный» меч не пройдет по ней. Иными словами, через Землю Израиля не будут проходить армии, отправляющиеся воевать в другое место. Почему?

Об этом сказано в Иерусалимском Талмуде (Таанит 3:6): «Потому что уже остался след в дни Йошияу». Фараон Нехо хотел пройти с «мирным мечом» через страну Израиля, чтобы воевать с царем Ашура (Ассирии) у реки Евфрат. Царь Йошияу собирался предотвратить это. И разразилась война, в результате которой царя Йеуды изрешетили стрелами, да спасет нас от такого Милосердный![i]

Согласно традиции, переданной нашими мудрецами, все благословения, данные еврейскому народу в целом, относятся и к каждому еврею в отдельности. Нет необходимости умножать слова, чтобы показать всю важность благословения «И водворю мир в стране». Ведь если нет мира, то нет вообще ничего!

Однако надо понять, почему следует так тщательно остерегаться «мирного меча».

Ведь именно тогда, когда, с Б-жьей помощью, мы удостаиваемся поддерживать мир в собственном доме, в семье и обществе, возникает опасность, что люди станут направлять друг на друга «мирный меч» — начнут посмеиваться друг над другом, а там и высмеивать, язвить и блистать сарказмом. Можно было бы сказать: ну и что? уж и пошутить нельзя? Ведь все понимают, что мы говорим добродушно, смеха ради, приправляя разговор небольшой долей иронии.

Но мало кто отдает себе отчет в том, какой след это оставляет и какими будут последствия. «Потому что уже остался след» — такое безобидное, на первый взгляд, высказывание может поразить человека в самое сердце — как пронзен был стрелами царь Йошияу. (Меа вэ-Шнаим Сипурим)


[i] Йошияу (Йошия) бен-Амон (3278-3316 / 482-444 до н.э.) — праведный царь Йеуды. В 3316 году Йошия выступил в военный поход против фараона Нехо, который вёл свою армию через Землю Израиля к реке Евфрат, чтобы сразиться там с ассирийцами. Это решение Йошия принял вопреки тому, что фараон направил к нему своих представителей с посланием: «Что тебе до меня, царь Йеуды? Ведь не против тебя я иду теперь, а к месту моей битвы. …Не противься Б-гу, Который со мною, чтобы Он не погубил тебя» (Мелахим II 23:29, Радак; Диврэй а-Йамим II 35:20, 21, Раши; Таанит 22 б; Седер Олам Зута 6:10; Седер а-Дорот). Царь также не послушался совета пророка Ирмии, отговаривавшего его от похода. Йошия возразил ему: «Армия этого нечестивца проходит по моим рубежам, а ведь наш наставник Моше сказал (Ваикра 26:6): “Меч не пройдет по стране вашей”». Но он не учел, что слова Моше относятся ко временам Машиаха, а не ко времени, когда евреи тайно поклоняются идолам (Эйха Рабба 1:53).

Битва произошла у города Мегидо, и египетские стрелки изрешетили Йошию своими стрелами (Мелахим II 23:30; Диврей а-Йамим II 35:22-24; Таанит 22 б). Пророк Ирмия слышал, как перед смертью уста царя прошептали, признавая справедливость суда: «Справедлив Б-г, а я ослушался Его слова» (Таанит 22б; Эйха Рабба 1:53).

Каббалисты отмечают, что его безвременная и мучительная смерть стала искуплением душе царя Ахаза, воплощением которой был Йошия (Седер а-Дорот 3285).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.