Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто утешает бедняка добрыми словами, делает больше, чем тот, кто подает ему милостыню. И не обязательно это должен быть бедняк.

«Сами пойдите, берите себе солому…» (Шмот 5:11). Моше и Аарон приходят к фараону и просят отпустить сынов Израиля служить Святому, благословен Он. Фараон насмехается над ними: «Кто Господь, чтобы я послушал голоса Его?..» (там же, стих 2). Видимо, вы трудитесь недостаточно усердно, если можете тешить себя иллюзией свободы. «Ленивы вы, ленивы…» (17). «Пусть тяготеет работа над этими людьми, и да занимаются ею. И да не увлекаются пустыми речами» (9). И, наконец: «А теперь пойдите, работайте, и солома вам дана не будет, а положенное число кирпичей давайте» (18). Пойдите, берите себе солому!

Тяжкий приговор прозвучал для евреев — продолжать выполнять ежедневную норму по кирпичам, но теперь еще и самим собирать солому для них. В первый день солома еще находилась близко от места работы, на второй день пришлось идти дальше, чтобы найти ее, на третий — еще дальше…

А Всевышний наблюдал за этими истязаниями и всё «фиксировал». За каждое действие будет дан отчет, за всё будет взыскано в точности, по принципу «мера за меру». Раби Бахье[i] пишет об этом следующее: «Фараон сказал: “пойдите (лэху), берите солому”, и это же слово возвестило о его (Фараона) наказании: “И отводил (ва-йолэх) Господь море” (Шмот 14:21)» — море сомкнулось и египетское войско погибло.

Нужно понять: какая разница, какое слово использовал Фараон? А если бы он не сказал «пойдите», разве его кара была бы легче? Впрочем, в этом лэху слышна нота пренебрежения, и за это он также был наказан! Мы видим, что на Небесах судят не только за само действие во всех его деталях, но и за каждое слово, связанное с этим действием.

Это верно, и когда речь идет о наказании за грехи, и когда речь идет о награде за добрые дела, за выполнение заповедей. Тот, кто утешает бедняка добрыми словами, делает больше, чем тот, кто подает ему милостыню. И не обязательно это должен быть бедняк. Каждый человек нуждается в том, чтобы его оценили, в добром слове, комплименте и ободрении.

За то, что мы с помощью слов выражаем сочувствие другим, оказываем им уважение, подчеркиваем их ценность, нас ждет великая награда. Как сказал пророк: «И отдашь голодному душу твою, и душу измученную насытишь, тогда засияет во мраке свет твой и мрак твой — как полдень. И будет водить тебя Господь всегда, и насыщать в засухи душу твою, и кости твои укрепит, и будешь ты как сад орошенный и как источник, воды которого не иссякают. И застроят (потомки) твои развалины вековые, основания минувших веков восстановишь и будешь назван восстановителем разрушенного, возобновляющим пути, чтобы обитать» (Йешаяу 58:10-12).

Пророк перечисляет одиннадцать вечных благословений, предназначенных тому, кто поддержит ближнего словом.

Насколько же внимательно надо взвешивать каждое свое слово! (Меа у-Штаим Сипурим)


[i] Раби Бахье бар-Ашер Ибн-Халава (умер ок. 5100 /1340) — один из наиболее значительных комментаторов Пятикнижия, ученик Рашбы. Его подход отличался особой универсальностью: в своем комментарии он приводит многочисленные древние мидраши (некоторые из них дошли до нас лишь благодаря ему), философские обобщения, раскрывает каббалистические подтексты.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.