«И встали оттуда те мужи, и устремили взор на Сдом…» (Берешит 18:16).
На первый взгляд может показаться странным: почему Тора подчеркивает, что ангелы встали «оттуда»? Понятно же, что они встали оттуда, где находились до этого, откуда же еще? Ответ нам поможет понять следующая история.
В кабинет директора известной ешивы постучался человек, весьма далекий от Торы. Странная прическа, серьга в ухе — и удивительный рассказ на устах. Он работал в сфере инвестиций, через его руки проходили крупные суммы — сотни тысяч долларов и более. Обычно это были не его деньги — он работал посредником между разными инвесторами и получал за это приличные комиссионные.
Однажды ему выпала редкая удача. Речь шла о возможности заработать очень большие деньги, но для этого требовался миллион долларов наличными.
Миллиона у него не было, но упускать такую сделку никак нельзя. Он принялся «мобилизовать ресурсы» — занимал у друзей, знакомых, родственников, брал банковские кредиты, а часть суммы — даже на черном рынке. Так в течение нескольких дней он собрал необходимую сумму и поспешил связаться с человеком, предлагавшим сделку. Они договорились встретиться в центре города.
Бизнесмен не опасался идти по городу с огромной суммой наличными. Место их встречи было недалеко от его дома, он хорошо знал дорогу. Никто не знал, что у него с собой столько денег. И, всё же, он принял меры предосторожности: положил купюры в пакеты, а пакеты засунул в упаковки из-под муки и сахара. И сложил всё это в обычную сумку для продуктов.
И так, с этой сумкой, пошел на встречу. Через несколько минут сделка должна состояться, вскоре он сказочно разбогатеет. Внезапно, когда он проходил по заброшенной площадке между домами, откуда-то выскочила огромная черная собака, зарычала, обнажив клыки, и бросилась на него. Он попытался бежать, но собака оказалась проворнее: одним прыжком догнала его, вцепилась зубами в сумку, вырвала ее и убежала.
Несостоявшийся богач побелел, как мертвец. Весь его мир словно разом рухнул. Его убило даже не то, что сделка сорвалась, а необходимость возвращать миллион долларов, который негде было взять. Он знал, что будет, если не вернуть вовремя кредит, взятый на черном рынке. Это был вопрос жизни и смерти.
Он побежал за собакой. Искал ее несколько часов, пока не понял, что шансов не осталось. Трудно описать состояние, в котором он провел несколько следующих дней.
А через десять дней после этой катастрофы ему позвонили:
— У вас случайно ничего не пропало?
— Пропало! — воскликнул бизнесмен. — Пропала большая сумма денег десять дней назад!
— Не могли бы вы указать признаки?
Ответ не заставил себя долго ждать:
— Не знаю, остались ли деньги внутри, но они были в упаковках из-под сахара и муки.
— Отлично. Вы можете прийти и забрать их. Мне удалось найти ваш номер благодаря чеку из магазина, оставшемуся в пакете.
Наш герой поспешил на встречу с незнакомцем — и увидел ученика ешивы, который сидел на скамейке, держа в руках бесценную сумку. Когда парень убедился, что перед ним действительно владелец сумки, он протянул ему свою находку, добавив:
— Можете посчитать, ни один доллар не пропал.
Человек, которому вернули сумку, был поражен.
— Вы ведь знали, что внутри. Почему же не взяли деньги себе? — спросил он.
Парень ответил:
— Но ведь они мне не принадлежат. Я рад, что удостоился выполнить заповедь возвращения пропажи.
На уговоры принять хотя бы небольшую сумму в знак благодарности, ученик ответил:
— Для себя не возьму. Но если хотите сделать доброе дело, у меня есть идея. Наша ешива находится в трудном финансовом положении, а вы можете оказать помощь.
Вот так этот бизнесмен и оказался в кабинете директора ешивы. Он оставил у него на столе пачку купюр. Этот первый визит в ешиву оказался не последним. В дальнейшем бизнесмен совершил тшуву (вернулся к Традиции), объяснив это так:
— Мне было ясно: если бы кто-то из моих детей нашел такую сумку, деньги никогда не вернулись бы к владельцу. Когда я увидел огромную пропасть между воспитанием, которое дает Тора, и нашим воспитанием, у меня не осталось сомнений, где искать истину. И к этой истине я захотел присоединиться.
Иногда именно сравнение пути Торы с путем остального мира выявляет величие, которое Тора дарует изучающим ее.
Отсюда и ответ на наш вопрос. Ангелы вышли из дома Авраама, столпа милосердия, и оттуда отправились в Сдом — обитель всех грехов и жестокости. Резкий контраст между мирами прояснил картину в целом, выявил глубину греховности жителей Сдома.
Это и подчеркивает Тора, говоря: «И встали оттуда те мужи…» Они встали, чтобы выйти из дома Авраама, «и устремили взор на Сдом». Именно из-за этой огромной пропасти между путем Авраама и низменным путем жителей Сдома взгляд ангелов на Сдом стал особенно суровым. (Лэламедха)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.