Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В могилу человек не унесет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней и жемчуга, а только Тору и добрые дела

«Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит (края) одежды синюю нить» (Бемидбар 15:38).

Почему Тора предписывает, чтобы нить была именно синего цвета (тхелет)?

Мудрецы (Хулин 89) объясняют: этот цвет подобен цвету моря, море подобно небу, небо подобно сапфиру, а сапфир — Престолу Славы Всевышнего.

Человек сотворен с возможностью прямохождения, на двух ногах — а не на четырех, как другие животные. Они видят лишь материальное — землю, им трудно посмотреть вверх. Но человек наделен прямохождением, и глаза его видят небо — чтобы он ощущал трепет перед Творцом.

Гаон раби Мордехай Элияху[1] рассказывал:

Ребенком я жил в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме. Однажды по пути к Стене Плача увидел издалека толпу — десятки горюющих людей. Они шли, останавливались ненадолго, а затем вновь продолжали путь, горюя. Я был тогда очень любознательным, а потому захотел разузнать, в чем дело.

Когда попытался подойти, меня прогнали: «Дитя, уходи, это не для тебя». Это лишь раззадорило мое любопытство. Я нашел себе «наблюдательный пункт» повыше и оттуда следил за происходящим. Видел, что несколько человек несут гроб с умершим. Понятно, это похороны — вероятно, какого-то важного человека.

Вдруг вижу: процессия остановилась, умерший в тахрихим (саване) поднялся с носилок, прикрыл глаза рукой и произнес: «Слушай, Израиль, Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один». Затем он вернулся на носилки, и все горько заплакали. Я ущипнул себя, почувствовал боль и понял, что не сплю. Побежал за ними, и вдруг умерший снова встал, принял на себя бремя Царства Небесного (т. е. произнес «Шма», как и в первый раз) и вернулся на носилки. Провожающие снова зарыдали.

Я оцепенел от страха, но, тем не менее, продолжал следить за процессией, пока она не дошла до Масличной Горы. Там «умерший» встал с носилок и самостоятельно спрыгнул в могилу. Через несколько минут он выбрался оттуда и все, включая «главное действующее лицо», разошлись.

Позже я спросил у одного знакомого: что за похороны такие? Что это было?

Он объяснил мне: «умершим» был праведник гаон раби Ицхак Алфия[2]. Он попросил своих учеников инсценировать похороны, так как желал сильнее ощутить истинный трепет перед Небесами. Так он сможет всегда помнить о дне смерти, легче раскается в грехах и правильнее использует отпущенное ему время, посвятив его изучению Торы.

Ведь в могилу человек не унесет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней и жемчуга, а только Тору и добрые дела, как сказано (Йешая 58:8): «Тогда прорвется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится, и пойдет пред тобой правда твоя, слава Господа будет следовать за тобой». (Ма Ахавти Торатэха)


[1] Раби Мордехай-Цемах Элияху (1928-2009 / 5689-5770, Иерусалим) — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 5743 /1983 года по 5753 / 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля.

[2] Раби Ицхак Алфия (5638-5715 / 1878-1955, Халеб / Алеппо — Иерусалим) — член раввинского суда, один из выдающихся иерусалимских каббалистов.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.