Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Персидский шах и встревоженные подданные

«Собери народ — мужчин и женщин, и детей… дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Б-га вашего, и строго исполнять все слова закона этого» (Дварим 31:12).

Известен вопрос Гмары (Хагига 3а): мужчины приходят учиться, женщины приходят слушать. А дети для чего приходят? Ответ: чтобы доставить награду тем, кто их приводит.

Что за награда? Наш учитель Бен-Иш-Хай напоминает слова мудрецов: «Награда большому собранию мудрецов[1] — в меру тесноты» (Брахот 6 б). Чем большую тесноту приходится терпеть, тем больше награда. А какая же будет теснота, если соберется весь народ Израиля! Если же привести еще и детей, теснота умножится в несколько раз, а вместе с ней — и награда.

Что же это за награда? Саба из Кельма сказал: нет для родителей большей награды, чем воспитание детей в духе Торы, в трепете перед Небесами. Это великое собрание навсегда останется в памяти детей и станет основой их воспитания.

Эта награда настолько велика, что мы не можем ее оценить.

Тысячи встревоженных людей стояли возле дворца шаха — персидского царя. С тех пор, как здоровье шаха ухудшилось, вся страна пребывала в тревоге и молилась о его исцелении. Люди заволновались, когда личный врач шаха вышел к ним и встал на балконе дворца.

— Состояние шаха ухудшается с каждым днем, — сказал врач упавшим голосом. — Нам не удается стабилизировать его, владыка слабеет. Передайте своим друзьям сообщение от имени шаха: кто сумеет исцелить его, того наградит он великим богатством.

Спустя два дня после этого объявления во дворец пришел старый мудрый человек, утверждавший, что способен исцелить шаха за неделю.

— Но у меня есть одно условие, — заявил старик слугам. — Если мне удастся исцелить шаха, пусть он даст мне столько золота, сколько весит самый большой из его слонов.

Шах согласился на это условие. И действительно — через неделю он встал на ноги и здоровье его восстановилось. Он собрался щедро одарить мудрого старца, но возникла проблема: на каких весах взвешивать огромного слона, чтобы установить, сколько золота полагается целителю?

По приказу шаха по всей стране начали искать весы, достаточно большие для того, чтобы на одну их чашу можно было поместить слона, а на другую — соответствующее количество золота. Особая награда была обещана тому, кто сконструирует такие весы. Но советники и инженеры не сумели воплотить этот проект…

Еще неделю спустя во дворце появился простой человек, который пожелал сообщить шаху, что может взвесить слона и золото без весов.

Стражи хотели прогнать его прочь за такую дерзость.

— Самые мудрые люди царства не смогли найти решение, как же ты сможешь взвесить слона без весов? — рассердились они.

Но шах услышал шум во дворе и потребовал у начальника стражи объяснений.

— Прости нас, великий шах, — сказал начальник стражи. — Мы не хотели нарушать твой покой. Там у ворот стоит глупец, который утверждает, что сможет сам, без весов. взвесить слона и подсчитать, сколько золота выдать старому целителю.

Шах велел привести того человека и радушно принял его:

— Приветствую тебя. Ты ли тот человек, который утверждает, что может взвесить слона без весов? Как ты можешь сделать это?

— Я отвечаю за переправу, — ответил тот человек. — И у меня есть плоскодонное судно, в котором я перевожу людей и товары с одного берега реки на другой. Этим я зарабатываю себе на жизнь. Если позволит великий шах, я могу с легкостью продемонстрировать, как взвешиваю слона и какое количество золота соответствует его весу.

— О, великий шах, я не верю, что человек может в одиночку сделать такое, — вмешался советник, присутствовавший при разговоре. — Почти наверняка он лжет. Нет никаких шансов, что простак точно измерит вес большого слона.

Шах вопросительно взглянул на судовладельца, а тот растерянно опустил глаза и произнес:

— О, великий шах, я прибыл сюда вовсе не для того, чтобы вводить тебя в заблуждение. Если бы я хоть на мгновение подумал, что возможна ошибка, я не пошел бы во дворец.

— Что ты понимаешь в физике или в математике?! — продолжал негодовать советник. — Как ты можешь утверждать, что все придворные мудрецы глупы и ничего не понимают в измерении веса?!

— Я никогда такого не говорил, — смиренно ответил судовладелец. — Но одну вещь хорошо знаю. Необязательно быть мудрецом или гением, чтобы измерить точный вес. Обязанность доказать это лежит на мне, и я легко это сделаю.

— Какая наглость! — глаза советника горели гневом, но шах остановил его и обратился к «народному инженеру»:

— Что тебе требуется, чтобы выполнить эту задачу?

— Мне ничего не нужно, о, великий шах, — ответил тот. — Только прикажи своим людям привести слона на берег реки, туда, где моя переправа, и сможешь сам увидеть, как я это сделаю.

Шах приказал привести туда животное и сам в сопровождении советников вышел посмотреть на взвешивание. Когда слона поместили на судно, оно погрузилось в воду почти до края борта.

Тогда судовладелец взял мел и отметил, докуда дошла вода. А затем вывел слона обратно на берег, сказав шаху:

— О, великий шах, прикажи своим людям наполнять судно золотом, пока оно не погрузится в воду до той же отметки.

Все присутствующие были удивлены смекалкой простого судовладельца. А шах с презрением посмотрел на советника, отвергшего с порога, без проверки, слова простого человека. Вскоре шах уволил советника и назначил на его место судовладельца.

— Иногда даже незначительное действие, которое совершает простой человек, может оказаться очень важным. Мудрость этого простака помогла мне выполнить обещание старому целителю и не уронить царского достоинства, — сказал шах придворным.

Тотчас был приглашен старый целитель, и ему выдали награду, как было обещано. Шах был рад, что сумел сдержать слово.

Еврей исполняет заповеди потому, что так велел Творец. Иногда мы спрашиваем себя — на что влияют эти действия? Насколько они важны?

Но человеческое постижение ограничено, и мы не в силах измерить истинный вес действий, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Мы не можем понять, насколько эти заповеди важны в глазах Творца, Повелевшего нам исполнять их (Эсрим вэ-Арба Шева).


[1] Речь идет о знаменитых ярхей кала в Вавилонии, на которые дважды в год, в месяцы Нисан и Тишрей, собирались сотни знатоков Торы из различных общин диаспоры. Эти «конференции» или «сессии» проходили в ешиве Суры.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.