Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Рош а-Шана» буквально означает «голова года», и это не просто начало, а голова в буквальном смысле слова. Ведь в году нет ничего, что не было бы установлено в его «голове», в день Суда, когда «все творения проходят проверку.

«Все вы стоите сегодня (в этот день) пред Господом, Б-гом вашим…» (Дварим 29:9).

Сказано в Книге Зоар: «“Сегодня” — в Рош а-Шана, когда Святой, благословен Он, встает, чтобы судить мир». Почему Рош а-Шана называется «этот день» (а-йом), с определенным артиклем?

Есть различие между словами «рош» (голова) и «атхала» (начало). «Глава правительства» — это не начало правительства. Это глава, под управлением которого работают все министры, исполняющие его распоряжения. Паровоз — это голова всего поезда, за которой движутся вагоны. Но переднее колесо велосипеда — это не голова велосипеда, а лишь «начало» его.

«Рош а-Шана» буквально означает «голова года», и это не просто начало, а голова в буквальном смысле слова. Ведь в году нет ничего, что не было бы установлено в его «голове», в день Суда, когда «все творения проходят проверку: быть им упомянутыми к жизни или к смерти, к счастью или к несчастью, к изобилию или бедствию, к достатку или убыткам».

Поэтому «этот день голова года», так как это день устанавливающий, решающий. От решения, принятого в этот день, зависят все остальные дни года. Из этого дня они черпают свою энергию. Тот, кто удостоится света Творца, будет счастлив весь следующий год.

Что же поможет оправдаться на Cуде? Добрые дела и милосердие, молитва Творцу с сокрушенным сердцем. Но, в любом случае, это день Суда и Правосудия. Знак этого месяца — Весы. Нужно постараться, чтобы на правой чаше весов было достаточно заповедей и заслуг… «Кто исполнил одну заповедь — счастлив, ибо склонил весы в сторону заслуг!» (Кидушин 40 б).

И здесь нас может подстерегать отчаяние: руки наши пусты, а котомка дырява… «Как бедные и нищие стучимся мы в двери Твои — не в праведности своей изливаем молитвы наши пред Тобой» (из молитвы Слихот). О чем будем просить, предъявляя пустую чашу заслуг? Как осмелимся просить хорошего года, сладкого, как яблоко в меду? Но в том-то и дело: мы можем использовать оставшееся время — и наполнить чашу заслуг!

Наши мудрецы говорят (Рош а-Шана 26 б): закон требует, чтобы шофар для Рош а-Шана был изогнутым. Чем больше «согнется», склонится душа человека в день Суда, признавая свои грехи и слабость перед величием Творца, тем больше шансов на оправдательное решение Суда.

Гаон раби Йосеф Нехемиас из Марракеша сказал: «вы» (אתם — атэм) — это первые буквы слов, которыми величайшие люди нашего народа выражали свое смирение: «пепел, червь, что» (эфер, толаат, ма). Наш праотец Авраам сказал: «…вот, я решился говорить Владыке, хотя я прах и пепел» (Берешит 18:27). Царь Давид сказал: «Но я червь, а не человек…» (Тэилим 22:7). Моше и Аарон сказали: «…а мы что, что вы ропщете на нас?» (Шмот 16:7).

Когда мы ощутим подобное смирение, то наши шансы удостоиться долгой и счастливой жизни сильно возрастут.

Глубокое смирение поможет нам всегда оправдывать окружающих, находить оправдание их поступкам. А как мы оправдаем других, так на Небесах — по принципу «мера за меру» — оправдают и нас!

Однажды в США состоялась лекция известной рабанит. В зале сидели триста женщин, пришедших ее послушать. В начале лекции одна из слушательниц закричала: «Нам такое не нужно!» Рабанит услышала это — и была потрясена. Пришла в замешательство: с одной стороны, она приготовила превосходное выступление, а с другой — аудитории такое, оказывается, не нужно… Так прекратить выступление или продолжать его?

Рабанит читала лекцию, не подавая вида, что она в замешательстве и в сердце поселилось огорчение. Когда выступление было закончено, та женщина, которая так странно себя повела вначале, закричала снова «Спасибо! Замечательное выступление!» Рабанит ничего не поняла: ведь та женщина кричала, что выступление не нужно… Ответив на вопросы, рабанит подошла к этой слушательнице и спросила: «Скажите, в начале моего выступления Вы кричали, что это не нужно, а в конце похвалили. Как одно согласуется с другим?»

Женщина смутилась: «Я это не вам кричала, не дай Б-г. Я обращалась к девушкам на другой стороне зала, которые хотели направить на нас поток холодного воздуха из кондиционера. Им-то я и сказала, что это не нужно. А Ваше выступление нужно нам всем, и мы хотим знать, где можно еще Вас послушать».

Рабанит была поражена. Целый час она колебалась, думала прервать выступление, а обидные слова, как выяснилось, вообще не были адресованы ей. И к тому же не были обидными… Она вернулась домой и рассказала мужу:

— Сегодня в начале выступления из зала крикнули: нам такое не нужно! Что, по-твоему, мне следовало сделать?

Муж ответил:

— Нужно было сразу же прекратить говорить и покинуть зал. Это просто позор! И как им не стыдно выкрикивать такое?

Жена ответила ему с улыбкой:

— Послушай, что было дальше. Оказалось, она вообще обращалась не ко мне.

Услышав это, раввин ощутил неловкость… А рабанит через некоторое время основала организацию, цель которой — помочь людям оберегать свой язык от злословия. Она поняла, как важно находить оправдание поступкам ближнего даже в самых «однозначных» ситуациях — и как это трудно (Бэха Батахну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.