Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мешок с картошкой, позволяющий избавиться от обиды. Прощение как лучший подарок самому себе.

«И оговаривала Мирьям и Аарон Моше… И услышал Господь. И сказал Господь… как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?» (Бемидбар 12:8).

Поразителен комментарий раби Йосефа Яавеца (в его толковании к Пиркей Авот). Он полагает, что нам следует полностью осознавать опасность осквернения Имени Небес. Закрывать глаза бесполезно, поэтому необходимо досконально изучить вопрос, чтобы уберечься от опасности.

Мишна сообщает: «…с каждого, кто оскверняет Имя Небес скрыто, будут взыскивать Свыше явно. И неважно, делает он это по ошибке или злонамеренно, когда речь идет об осквернении Имени Б-га» (Авот 4:4). Опорочить Имя Всевышнего — самое тяжкое преступление в мире. Самые страшные грехи человек может искупить раскаянием, силой Йом-Кипура и страданиями. Но грех осквернения Имени искупается только муками смерти — или действиями ради освящения Имени.

Мы знаем, что такое порочить Имя Небес публично: совершать поступки, недопустимые для религиозного человека, нарушать заповеди. Но кто знает, что такое осквернять Имя Небес втайне?

Раби Яавец объясняет: тот, кто говорит дурное о ближнем, — порочит Имя Небес втайне! Почему? — Если тот человек, о котором злословят, неожиданно войдет в комнату, говорящий замолчит на полуслове. Следовательно, сплетник стыдится человека, а Творца мира не стыдится…

Гмара неслучайно уподобляет злословие идолопоклонству: ведь идолопоклонники —словами или действиями — отрицают, что Творец управляет миром. То же самое делает злословящий: он боится, как бы «объект злословия» не услышал его, но не боится Творца, Который слышит всё. Так он оскверняет Имя Всевышнего в глубине своего сердца. А расплатиться за это предстоит явно, прилюдно — если он не успеет раскаяться и сойти с опасного пути.

Мы говорим об этом не затем, чтобы жаловаться или обличать. Мы хотели бы лишь извлечь урок и исправить свой путь. Важно помнить, что Творец видит и слышит всё и что вся земля полна славой Его (Йешаяу 6:3). Поэтому наша обязанность — вести себя сдержанно, даже если в нас живут гнев и претензии к кому-то. Мы должны оберегать свой язык — и так убережемся от опасности.

Однажды учительница дала девочкам задание: принести целлофановый пакет и упаковку картошки.

На следующий день, когда ученицы принесли это, она сказала: «Вспомните каждого, кто когда-либо в жизни сделал вам что-то нехорошее и кому вы этого до сих пор не простили. Возьмите картофелину, напишите на ней имя этого человека и положите в пакет. На другой картофелине — имя следующего обидчика и т. д.».

Ученицы принялись сосредоточенно выполнять задание. Достаточно быстро стало видно, что пакеты наполняются неодинаково.

Некоторые ученицы писали имена подруг из детского сада и младшей школы, с которыми они ссорились, или имена других людей, недобрую память о которых они хранили всё это время.

— Теперь, — объявила учительница, — вы должны носить эти пакеты с собой, куда бы вы ни шли, в течение целого месяца.

Ничего не поделаешь, учительницу надо слушаться, и девочки таскали с собой пакеты с картошкой повсюду целый месяц. С ним они ходили в школу, в кружки, на игровую площадку, даже спать ложились с пакетом. Каждая ученица по достоинству оценила тяжесть своего пакета, который не позволяла ей жить в свое удовольствие.

В конце месяца учительница снова собрала их всех в классе и сказала:

— Эта метафора самым наглядным образом показывает, какую цену мы платим за злопамятство, когда не отпускаем всю нашу боль и гнев на других людей. Так мы расплачиваемся за свое негативное восприятие людей и ситуаций. Иногда мы думаем, что простить других людей — это сделать им подарок. Но теперь для нас должно стать очевидным, что прощение — это наш подарок самим себе. С его помощью мы очищаем сердце от злопамятства, чтобы вновь стать радостными и счастливыми.

Жизнь слишком коротка, чтобы расходовать ее на гнев и обиды. Если освободимся и отпустим все дурные чувства, которые копились в наших сердцах на протяжении многих лет, облегчим себе жизнь. Сделаем себе подарок — простим. Очистим сердце, расстанемся с «тяжелым пакетом», сбросим этот непосильный груз. А когда мы проявляем снисхождение к ближнему, на Небесах проявляют снисхождение и к нам (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.