«И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…» (Бемидбар 7:3).
Святая Книга Зоар отмечает, что слово «Тора» связана со словом «ораа» — «указание», «преподавание». Тора — наставление и инструкция, и нет в ней ни одного раздела, из которого нельзя было бы извлечь ценный урок, правило поведения и практический закон. «Ибо я преподал вам доброе учение (урок)» (Мишлей 4:2): Тора — это книга, из которой можно извлечь все добрые уроки!
В нашей недельной главе рассказывается о дарах от начальников колен Израиля в день, когда был помазан жертвенник Мишкана (переносного Храма). Каждый из глав колен принес серебряное блюдо, серебряную кропильницу, золотую ложку, наполненную благовониями, а также жертвенных животных для всесожжения, искупительной жертвы и мирной жертвы.
Однако в начале этого раздела сказано: «И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…». Эти повозки были отданы левитам, чтобы те могли с их помощью перемещать Мишкан.
Интересно. Жертва была индивидуальной — каждый из начальников приносил своих жертвенных животных. То есть, их служение Б-гу было индивидуальным. Но повозка, предназначенная для груза, для «несения бремени», была общей: «по повозке от двух начальников». Каждые два быка тянули одну повозку.
Чему это может нас научить? У каждого рода — своя традиция и свое служение, но, тем не менее, «вместе колена Израиля» (см. Дварим 33:5). Начальники колен собираются вместе и несут общее бремя, объединяя усилия, т. к. ощущают свою ответственность перед всей общиной. Ведь у всех одна цель и одно направление — идут, куда ведет Всевышний, идут за облачным столпом, движущимся перед станом Израиля.
Когда они действуют в единстве, сотрудничают — с ними Шхина (Б-жественное присутствие), как говорит Рабейну Сфорно: «“по повозке от двух начальников” — в знак братства между ними, ибо благодаря этому они удостаиваются того, чтобы Шхина пребывала с ними».
Как сказано: «И был в Йешуруне царь (намек на Шхину), когда собирались главы народа вместе…» (Дварим 33:5). А в противоположном случае (Ошеа 10:2): «Разделено сердце их — будут они теперь осуждены: сокрушит жертвенники их и памятные камни их разобьет он (враг)» (Бэха Батахну).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина