Темы: Бо, Родители, Оцарот, Дети, Уважение родителей, Чтение для детей, Исход из Египта, Рассказы
«И сказал Моше: с нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими… ибо праздник Б-гу у нас» (Шмот 10:9). Слуги фараона умоляли своего господина отпустить сынов Израиля, говоря: «Неужели ты еще не знаешь, что гибнет Египет?» (там же, стих 7). Тогда фараон сказал Моше и Аарону: «Пойдите вы, мужчины, и служите Б-гу…» (стих 11). Он не соглашался отпустить детей — сыновей и дочерей. Пусть взрослые идут, пусть старики служат Б-гу, раз им так хочется, а молодые останутся в Египте, под властью фараона.
Моше Рабейну отвечает: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими» — тебе не удастся разлучить поколения. Не сумеешь разорвать цепь, внести раздор между родителями и детьми и отнять у нас молодежь.
Рамбам говорит, что фараон представляет здесь злое начало. И таково обыкновение его с давних времен: вбить клин между поколениями, разделить отцов и детей. Пусть родители идут в синагогу, а молодежь пойдет в клубы. Мы же отвечаем йецер а-ра словами Моше Рабейну: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими». Да будем мы избавлены от злого начала все вместе, как один человек, вскоре, в наши дни, амен!
Рассказывает рав Аарон Тойсиг:
У меня был прадедушка, его звали рав Нэтанэль Софер, отец рава Шмуэля Теплинского. Он был удивительным человеком. Эта история о нем.
Когда раби Хаим Берлин приехал в Иерусалим, чтобы занять должность раввина этого города, он зашел к раби Нэтанэлю, чтобы сделать заказ: попросить написать отрывки Торы для тфилин.
Он вновь и вновь стучался к раби Нэтанэлю, но никто не открывал. Тогда габай, сопровождавший раби Хаима, сказал, что пожилая мать раби Нетанэля живет неподалеку. Может быть, стоит спросить у нее, она наверняка знает, где сын и когда его можно застать.
Раби Хаим зашел к ней и сказал, что хочет заказать тфилин у ее сына, но того нет дома.
— Раби Нэтанэль дома! — ответила мать с полной уверенностью.
— Но ведь он не открывает...
— Он дома, — повторила мать. — Уже несколько лет он не выходит из дома даже на пять минут, не известив меня. Чтобы я не волновалась, если приду и никто не откроет. Раз он сегодня не сообщил, что выходит, значит, он точно дома.
— Почему же тогда не открывает? — спросил раби Хаим, удивляясь тому, каким образом исполняется заповедь уважения к матери в этой семье.
— Наверное, он пишет парашиёт для тфилин, — ответила мать. — Во время работы он сам сидит в талите и тфилин и ни с кем не разговаривает.
Через некоторое время раби Хаим снова постучался к раби Нэтанэлю. На этот раз хозяин открыл ему, снял тфилин и спросил, чего хочет посетитель.
Только представьте себе! Мать твердо знает, что если ее взрослый сын, сам давно отец семейства, не сообщил ей, что вышел из дома, значит, он дома. Иного просто не может быть!
Мы скажем: так бывало сто лет назад, всё это не имеет отношения к нашему времени. Но можно ли считать нормальной ситуацию, когда парень из ешивы не звонит родителям целую неделю или когда взрослый женатый сын даже не отвечает на родительские звонки, не перезванивает?
Позвоните, даже если всё в порядке! Расскажите об удачном уроке, о хорошей учебе с товарищем.
А если что-то не в порядке? В этом случае также важно позвонить родителям, может быть, и посоветоваться.
В наше время так легко «выйти на связь». Как же получается, что человек постоянно занят — на работе, в семье, исполнением заповедей, — но нет у него в этом мире времени поговорить с родителями? Ему некогда сказать: «Дорогой папа, как дела? Дорогая мама, как себя чувствуешь? Может, вам что-нибудь нужно? Купить что-нибудь? Решить какие-то проблемы?» И, даже если родители здоровы и не нуждаются — слава Б-гу — в помощи, звонок их повзрослевшего ребенка не будет для них лишним — никогда, ни в каком возрасте.
Адмор из Вижницы, автор «Йешуот Моше» (раби Моше-Йеошуа Хагер, 1916-2012, Румыния, Израиль) каждый день просил учеников: «Пишите письма, записывайте открытия в Торе, пишите постоянно! Пусть отец радуется сыну, находящегося далеко от дома».
В наше время уже не принято писать письма. Но позвонить по телефону — легкий и быстрый способ поддерживать связь и исполнить заповедь почитания родителей (Кводам шель Исраэль).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.