Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что такое гордыня и как она связана с духовным горбом?

«Моше поднялся к Всесильному» (19:3). Тора была дарована на горе Синай — на самой низкой среди гор, чтобы намекнуть нам: «Мерзость перед Б-гом всякий, у кого гордое сердце» (Мишлей 16:5). Шхина нисходит лишь на смиренных (Мегила 29 а). Отец пророков, человек Б-жий был смиреннейшим среди людей, живущих на земле. Чем более человек смиренный, тем больше пребывает с ним Шхина. А кто зазнается, от того уходит мудрость (Псахим 66 б), и Тору он обрести не сможет (Йерушалми, Евамот 12).

Но что такое гордыня? Как ее определить? Мы сможем выучить это из слов наших мудрецов (Мегила 29 а) к фразе: «Зачем скачете, горы горбатые?» Речь идет о высоких горах, желавших, чтобы Тора была дарована на них. Святой, благословен Он, ответил им: «Все вы увечные в сравнении с Синаем. Вы — гордецы, а он — низкий и скромный».

Следовательно, гордеца можно определить словом «горбатый». Это тот, у кого есть горб, а что такое горб? Возвышение, искусственно увеличивающее размер и искривляющее поверхность. Если же величие настоящее, и человек является гигантом, в этом нет увечья. О Моше Рабейну сказано, что он был ростом в десять локтей (Брахот 54 б).

Наши мудрецы (Брахот 17 а) уподобляют гордыню закваске. Она искусственно заставляет тесто подниматься в печи и потому запрещена (в Песах). Если же тесто стало большим из-за обилия муки, в этом нет ничего плохого.

К чему весь этот разговор? В первые годы становления государства Израиль шли острые конфликты между беспощадным стремлением к секуляризации и протестом против нее со стороны соблюдающих Тору. Глава тогдашнего правительства Д. Бен-Гурион устроил встречу, на которой был наш учитель Хазон Иш, сравнивший сложившуюся ситуацию с законом мудрецов (Йерушалми, Бава Кама 3:5): если две телеги приближаются к узкому мосту с разных сторон, и одна груженая, а другая нет, какая из них имеет преимущество? Первой должна проехать груженая телега!

Мы, — продолжил Хазон Иш, — везем с собой наследие десятков поколений, Тору, полученную с Небес. Мы — последователи тысяч мудрецов и святых, представители народа Израиля во всех его поколениях. А с чем едите вы нам навстречу? С пародией на социализм, с прогнившей западной культурой?

У Бен-Гуриона не нашлось, что ответить ему.

И в этом для нас нет никакой гордыни, ибо таково наше естественное величие! (Ве-аиш Моше, Ве-ягед Моше).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.