Темы: Недельная глава, Скромность, Итро, Оцарот, Хазон Иш, Чтение для детей
«Моше поднялся к Всесильному» (19:3). Тора была дарована на горе Синай — на самой низкой среди гор, чтобы намекнуть нам: «Мерзость перед Б-гом всякий, у кого гордое сердце» (Мишлей 16:5). Шхина нисходит лишь на смиренных (Мегила 29 а). Отец пророков, человек Б-жий был смиреннейшим среди людей, живущих на земле. Чем более человек смиренный, тем больше пребывает с ним Шхина. А кто зазнается, от того уходит мудрость (Псахим 66 б), и Тору он обрести не сможет (Йерушалми, Евамот 12).
Но что такое гордыня? Как ее определить? Мы сможем выучить это из слов наших мудрецов (Мегила 29 а) к фразе: «Зачем скачете, горы горбатые?» Речь идет о высоких горах, желавших, чтобы Тора была дарована на них. Святой, благословен Он, ответил им: «Все вы увечные в сравнении с Синаем. Вы — гордецы, а он — низкий и скромный».
Следовательно, гордеца можно определить словом «горбатый». Это тот, у кого есть горб, а что такое горб? Возвышение, искусственно увеличивающее размер и искривляющее поверхность. Если же величие настоящее, и человек является гигантом, в этом нет увечья. О Моше Рабейну сказано, что он был ростом в десять локтей (Брахот 54 б).
Наши мудрецы (Брахот 17 а) уподобляют гордыню закваске. Она искусственно заставляет тесто подниматься в печи и потому запрещена (в Песах). Если же тесто стало большим из-за обилия муки, в этом нет ничего плохого.
К чему весь этот разговор? В первые годы становления государства Израиль шли острые конфликты между беспощадным стремлением к секуляризации и протестом против нее со стороны соблюдающих Тору. Глава тогдашнего правительства Д. Бен-Гурион устроил встречу, на которой был наш учитель Хазон Иш, сравнивший сложившуюся ситуацию с законом мудрецов (Йерушалми, Бава Кама 3:5): если две телеги приближаются к узкому мосту с разных сторон, и одна груженая, а другая нет, какая из них имеет преимущество? Первой должна проехать груженая телега!
Мы, — продолжил Хазон Иш, — везем с собой наследие десятков поколений, Тору, полученную с Небес. Мы — последователи тысяч мудрецов и святых, представители народа Израиля во всех его поколениях. А с чем едите вы нам навстречу? С пародией на социализм, с прогнившей западной культурой?
У Бен-Гуриона не нашлось, что ответить ему.
И в этом для нас нет никакой гордыни, ибо таково наше естественное величие! (Ве-аиш Моше, Ве-ягед Моше).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.