Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Да раздуется дух тех, кто думает, будто Тора пришла, чтобы рассказывать истории. Но как у человека есть одежда, благодаря которой он украшается и преподносит себя людям, и эта одежда покрывает тело, но главное — душа внутри него, так и с Торой.

«Сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше» (48:20). Как известно, Тора — это не книга рассказов. В святом Зоаре (ч. 3, 152 а) сказано: «Да раздуется дух тех, кто думает, будто Тора пришла, чтобы рассказывать истории. Но как у человека есть одежда, благодаря которой он украшается и преподносит себя людям, и эта одежда покрывает тело, но главное — душа внутри него, так и с Торой: рассказ подобен одежде, покрывающей тело. Он скрывает смысл, урок и наставление. Главное же — это внутренняя душа, тайны Торы, сокровища мудрости Каббалы. И все верхние света зависят от каждой буквы Торы».

К чему все это сказано? Святая Тора сочла уместным поведать нам подробную историю о том, как Эфраим и Менаше, сыновья Йосефа, приняли свои благословения. Менаше был первенцем, и Йосеф поставил его с правой стороны от отца, а младшего Эфраима — с левой. Глаза у нашего праотца Яакова уже утратили остроту зрения, и он поменял руки местами. Левую он положил на голову Менаше, а правую — на голову Эфраима. И когда Йосеф захотел переместить левую руку отца с головы Менаше на голову Эфраима, Яаков ответил: «Знаю, сын мой, знаю», что Менаше является первенцем. «Он тоже станет народом и тоже достигнет величия, но его младший брат станет больше него, и потомство его будет полчищем народов». Он благословил их и в этом поставил Эфраима впереди Менаше: «Тобой будет благословлять Израиль, говоря (т. е. желающий благословить своих детей скажет): да сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше».

Следует разобраться: почему святая Тора передает нам это событие, и зачем Всевышний написал об этом в Торе? Чему это нас учит и в чем наставляет? Каков посыл этой истории?

Это прояснил святой гаон раби Йеуда Бирдуго из Мекнеса в Марокко в книге «Маим Амуким». Он был другом святого автора комментария «Ор а-Хаим» к Торе.

Эфраим и Менаше представляют два пути в служении Всевышнему. Менаше был первенцем, а в ту пору служение и жертвоприношения исполнялись первенцами. Что же касается Эфраима, о нем мудрецы говорят, что он привык сидеть с Яаковом и заниматься учением. Когда Яаков заболел в стране Гошен, Эфраим пошел к своему отцу в Египет и сообщил ему об этом.

Следовательно, здесь было идейное разногласие. Кто выше? Совершающий священное служение или изучающий Тору? И по этому вопросу был постановлен закон. Гмара (Орайот 13 а) толкует выражение «Она (Тора) дороже жемчуга» — даже меньший среди народа Израиля, занимающийся Торой, значительнее первосвященника, входящего в святая святых.

Нам невозможно даже вообразить величие Аарона. Однако Моше Рабейну — столп Торы, передавший ее в наследие народу, — стоит еще выше! Он является «человеком Б-жьим». Гмара (Брахот 34 б) говорит, что служащий Творцу подобен рабу перед царем, а изучающий Тору — министру.

Поэтому Яаков сказал Йосефу: «Знаю, сын мой, знаю. Он тоже станет народом и тоже достигнет величия». Несомненно, служение Творцу чрезвычайно важно, «однако его младший брат станет больше него». Ведь он представляет изучение Торы, и нет ничего ближе к Всевышнему. Ничто не обладает такой важностью для Него, как Тора.

Добавим к этому следующее: в изучении Торы каждое прочтенное слово — это отдельная повелительная заповедь. Хафец Хаим проделал рассчет: за одну минуту можно произнести двести слов. Следовательно, в час совершается свыше десятка тысяч заповедей, каждая из которых — дороже храмового служения. Поэтому закон непреложен: «Детей в учительском доме не отвлекают от Торы даже для строительства Храма, ибо Тора — важнее всех жертвоприношений».

Но и это еще не все. «Изучение Торы равносильно всем им [заповедям]». За каждое выученное слово Торы получают награду как за все 613 заповедей. Если сделать простой подсчет, это свыше семи миллионов заповедей в час!

Но и это еще не все. Так обстоит дело с тем, кто учится у себя дома. Но если человек выходит из дома, чтобы учиться, его награда умножается в пять раз (Шир а-Ширим Раба 8:16). Тогда получится около 35 миллионов заповедей. Если же он идет в синагогу, рабейну Йосеф Хаим пишет, что награда становится несравненно больше (Бнаяу, Таанит 11).

Но и это еще не все. В книге «Бен Иш Хай» (Шмот, 2-й год) рабейну Йосеф Хаим написал: «Каббалисты говорят, что воздействие от изучения Торы в шаббат в тысячу раз больше, чем в будние дни». Тогда получится 35 миллиардов заповедей за один час изучения Торы в шаббат, то есть свыше половины миллиарда в минуту!

Бросимся же все на уроки по Торе! (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.