Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У каждого колена было свое знамя — иного цвета, чем знамена других колен, со своим гербом

«Каждый при знамени своем» (Бэмидбар 2, 2). Рассказывают, что один человек пришел к раву Моше-Хаиму Клейнману из Бриска, автору книги «Ор йешарим», и сказал: «Всевышний подарил мне сына милого и обходительного и дал мне заповедь воспитывать его и заботиться о его будущем. И мы знаем, что отец обязан обучить сына Торе, ремеслу и женить (Кидушин 29а). Прошу рава научить меня, каковы этапы воспитания, как продвигаться постепенно».

Ответил раввин:

Мы узнаем об этом из того порядка, в котором следуют друг за другом книги Пятикнижия. Внимай и слушай. Первая книга Торы — Берешит, там говорится о праотцах, иа то, что было с праотцами, будет и с их потомками. Первый человек был наказан за свой грех, поколение Потопа — за то, что извратило путь свой на земле, а жители Сдома — за свою греховность. Любовь наших святых праотцов к Всевышнему, их праведность, которая и была их наградой — таковы должны быть первые святые годы, они существуют для приобретения добрых свойств: любви к милосердию, трепета перед возмездием. Здесь особенно важен личный пример: «Дела отцов — знак для детей».

Следующая книга Торы — Шмот. Там говорится о даровании Торы и строительстве Мишкана (переносного Храма) для служения Всевышнему. Затем идет книга Ваикра, в ней говорится о жертвоприношениях, в соответствии с которыми позже были установлены молитвы. Это годы учебе в ешиве, когда мальчик учит Тору и продвигается в служении Всевышнему и в молитве, создает прочную основу для всей последующей жизни.

Только после этого идет книга Бэмидбар, где рассказано о передвижении евреев в пустыне. Они разбивали лагерь вокруг Мишкана, а во время переходов Ковчег Завета шел перед ними и выпрямлял их путь. Это значит: пропитание должно быть освящено Торой и, насколько возможно, связано с ней, с ее атмосферой.

И последняя книга Пятикнижия — Дварим. Это подведение итогов, возраст зрелости, когда есть возможность исправлять ошибки и идти вперед…

В нашем недельном разделе сказано, что у каждого колена было свое знамя — иного цвета, чем знамена других колен, со своим гербом. Потому что каждое колено имело особые свойства, черты, способности. По этой же причине каждое колено получило отдельное благословение, которое помогало ему максимально реализовать именно его возможности. Колено Ашера обрабатывало свою землю, а Зевулун добывал пропитание, плавая за море. Колено Шимона было сильно в воспитании, а Иссахара — в преподавании Закона. Гад был благословен мужеством, а Йеуда — властью. Это различные секторы общества, каждый максимально реализует свои таланты и возможности. Использует дары Создателя, чтобы преуспевать в своей области. Что объединяет все колена, что общего у всех этих секторов?

Тора отвечает на это: хотя каждое колено разбивает свой лагерь отдельно, в определенном ему месте, «каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг». Все лагеря обращены к общему центру — Мишкану, месту служения Всевышнему, к Ковчегу Завета, где находятся Тора и Скрижали! Это и есть «засов срединный» (Шмот 36, 33), то, что объединяет. Это центр и серединная линия, ось, вокруг которой «обращается» народ. Без этого они — разрозненные племена, фрагменты, утратившие связь между собой…

И это подобно строению человека: в его теле двенадцать основных органов (Маараль), и у него двенадцать основных свойств (Кдушат Леви). У каждого органа свое предназначение, свои свойства и работа. У каждого из них определенное место. В конечном счете — «Тора дана была не ангелам служения». Мы — люди и обязаны есть, пить и спать, работать ради пропитания и добывать свой хлеб — нам заповедано это делать, и за всё это мы получим награду. При одном условии — что у каждого действия и свойства будет свое место, как у каждого колена Израиля в стане. Как сказал Коэлет (3, 1): «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под Небесами». И еще: «от шатра соборного стоять им станом вокруг» — мы должны знать, что есть ось, вокруг которой вращается все, центр, к которому все обращено: центр нашей жизни, ось, вокруг которой эта жизнь вращается! Мы должны знать, что всё — кожура, скрывающая истинный плод: сосредоточенную молитву, свет Торы и радость субботы (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.