Каждый год в «великий шаббат» гаон раби Йеуда Цигрон рассказывал в своем выступлении о событии, случившемся около 150 лет назад. Один еврей потерял имущество и обеднел. Каждый год он щедро жертвовал на «муку для Песаха» нищим в городе, а в этот год у него не было ничего даже для своей семьи. Завтра все жители придут в пекарню — каждый со своей мукой, чтобы печь мацу. А у него нет ни муки, ни денег.
Всю ночь его мучила бессоница, а утром он сказал себе: «Зачем мне страдать, видя, как другие пекут себе мацу? Если глаза не видят, то и сердце не беспокоится». И с этими словами покинул город.
Жена подумала, что он пошел принести муки, и поспешила занять место в очереди среди идущих в пекарню. И вот, настал ее черед. Гаон рав Яаков Натаф, следивший за кошерностью выпечки, спросил: «Где же мука?»
«Мой муж пошел купить», — ответила она.
«Возвращайся домой, — посоветовал рав, — быть может, он ждет тебя там».
Она повернула к дому и тут увидела посреди улицы золотой браслет. Вернулась к раву и показала ему находку.
Тот сказал: «Несомненно, этот браслет потерялся у одной из нееврейских знатных дам. Если найти ее, она, конечно же, будет рада дать тебе награду за помощь. Считай, что это подарок от Всевышнего к празднику. Поэтому я сразу дам тебе денег — купи муки для мацы».
Маца была выпечена, а к вечеру рав послал ей домой все необходимое к празднику. Тем временем ее муж бродил по горам за городом, усталый, голодный и удрученный. Прилег отдохнуть и стал думать о своем несчастье. Дом его пуст, а он пропадает в горах — куда теперь идти? Пока эти мысли бегали у него в уме, он вспомнил выступление рава на великий шаббат о том, что спасение, даруемое Б-гом, приходит в мгновение ока. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило, настоящее же — как одно мгновение. Так из-за чего тревожиться?
«В этом урок исхода из Египта, — сказал рав, — из тьмы к большому свету, из скорби к празднику. Нет места отчаянию, ибо в следующий миг все может измениться к лучшему».
Взбодренный, он встал и решил вернуться домой, возлагая свое бремя на Б-га. Войдя в дом, он увидел накрытый стол, а на нем — маца, вино и всякие блюда. В недоумении он спросил: «Жена моя, откуда все это?»
Она отозвалась: «Это подарок к празднику — от Всевышнего!» (Майян а-Моэд)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.