Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как Хафец Хаим вместо благословения дал полезный совет

«От каждого мужа, которого побудит сердце» (25:2). Слово «муж» кажется лишним — можно было написать «от каждого, кого побудит сердце». Но раби Шимон бар Йохай говорит в Зоаре (ч. 2, 127): «“От каждого мужа” — от того, кто зовется “мужчиной” (иш), поскольку побеждает злое начало. Ибо каждый, кто одолевает его, называется “мужчиной”». Насколько же эти слова остры и как глубоко проникают! Если злое начало властвует над тобой — ты не мужчина, а тряпка. Скотина идет за своими инстинктами, а человек должен управлять ими!

В «Колеле Кодашим», основанном Хафец Хаимом в Радине, учился молодой человек, эрудированный и богобоязненный. Живя в бедности, он изучал Тору с усердием и большим погружением. С годами его семья выросла, и маленькие дети нуждались в пище, плача от голода. Пришел их отец к своему раву и спросил: «Учитель, необходимость нельзя осуждать — у меня нет выбора, кроме как заняться коммерцией. Но я обещаю, что буду посвящать время Торе и отделять десятину от заработка для поддержания учащихся. Прошу, благословите меня на успех в этом деле».

«Чем просить у меня благословения, — ответил Хафец Хаим, — лучше воспользуйся советом из Гмары: побольше трудись и проси помощи у Того, кому принадлежит богатство (Нида 70 а). Но ты должен знать, что когда обещаешь дать милостыню, это становится обетом. К тому же, десятину от денежных доходов почти можно считать требованием закона».

Молодой еврей снова повторил свои обещания, получил благословение от учителя и последовал совету Гмары. Б-г действительно помог ему: за несколько лет он стал уважаемым торговцем, и его разветвленный бизнес помог ему обустроиться в Москве, которая в ту пору была за пределами черты оседлости евреев.

А к Хафец Хаиму приходило много посетителей за благословением — бедные сборщики милостыни и посланники ешив. Он выслушивал их истории, а они, среди прочего, рассказывали о богачах, готовых придти на помощь в беде. Но имя этого ученика из их уст не звучало — о нем лишь говорили, что сердце его бесчувственно, а рука не разжимается. Хафец Хаим вздыхал и ничего не отвечал.

Однажды Хафец Хаим сам оказался в Москве. Несколько уважаемых евреев, которые там были, пришли поприветствовать его. Среди них был и тот его ученик. Когда все разошлись, и они остались вдвоем, он зарыдал горькими слезами.

«В чем дело? — спросил Хафец Хаим, — ты ведь теперь богат? Уж не заболел ли кто в твоей семье?»

«Да, учитель, — ответил тот, — это я заболел. И лекарство от болезни имеется, но я не могу его принять! Я заболел жадностью. Помню все свои обещания, которые я давал от чистого сердца, с полной готовностью их выполнить. Но теперь я словно парализован — ни одной копейки не могу отдать. Злое начало завладело мной. Отчего мне досталась такая судьба?»

«Успокойся, сын мой, — ответил наставник, — и послушай историю. Еврей из деревни приехал в город накануне праздника, чтобы купить продукты. Обратился к продавцу за прилавком и попросил муку на рубль.»

А тот ответил: «Мешок с мукой у тебя за спиной. Возьми совок и насыпь себе, сколько захочешь».

Покупатель наполнил пакет и положил на весы. «Пять рублей», — ответил продавец.

«Но ведь я просил муки только на рубль», — возразил еврей из деревни.

«Верно, — ответил тот, — но неужели ты думал, что будешь набивать свои пакеты мукой, а я не стану их взвешивать? Если высыпешь обратно четыре пятых, я уберу с весов четыре гири, и ты заплатишь рубль».

Теперь понимаешь, сын мой. Человек сам выбирает, а Б-г создал одно напротив другого. «Кто выше других, у того и злое начало больше» (Сукка 52 а). Говорят, бедные охотно дают милостыню другим. Это потому, что денег у них почти нет, и злое начало не терзает их. Когда обещал отделять десятину, ты был беден. Но неужели ты думал, что добавишь «муки» на одну чашу весов — умножишь свое богатство, — а злое начало не добавит гирь на другую чашу — жадности и скупости? Это твое испытание, и только ты один можешь с ним справиться (Майян а-Эмуна).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.