Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Возможно, жители Сдома не заслужили предупреждения, потому что их поступки противоречили базовой общечеловеческой морали. Их совесть должна была возмущаться и упрекать их. Но почему суд над ними был таким беспощадным?

«Вопль Сдома и Аморы велик» (18:20). Жители Сдома были стерты с лица земли и, насколько известно, произошло это внезапно, без предупреждения. Поколение потопа получало предупреждения в течение 120 лет — Ноах неустанно увещевал их. А Сдом был разрушен мгновенно дождем из огня и серы.

Здесь возникает вопрос. Возможно, жители Сдома не заслужили предупреждения, потому что их поступки противоречили базовой общечеловеческой морали. Их совесть должна была возмущаться и упрекать их. Но почему суд над ними был таким беспощадным, и почему их настигло абсолютное уничтожение? Этот вопрос опирается на слова Мидраша на тему Каина, убившего своего брата. Это было злонамеренным убийством, но в наказание он был отправлен в изгнание, как это делают с убившим по ошибке. Почему? Мидраш объясняет: «Приговор Каина — не такой, как приговор для остальных убийц. Каин убил, но ему не было у кого учиться». С того момента «каждый, кто убьет Каина, будет убит».

Жители Сдома приберегали свое богатство для себя: «Нищего и бедного не поддерживали» (Ихезкель 16:49). «Объявляем, что вход для попрошаек запрещен», — провозгласили они. «Мы не благотворительное общество. Нас интересуют доходы и прибыль». Это порочно и жестоко, но почему не судить их как заблуждающихся? Ведь до них никто не впадал в такую жестокость, а значит, им не было у кого учиться.

Можно было бы сказать, что им надлежало учиться у старшего соседа — нашего праотца Авраама, который был столпом милосердия. Но подумайте сами! Разве можно требовать от кого-то такой щедрости? Зарезать теленка для каждого гостя, чтобы преподнести ему язык с горчицей на блюдечке. Бежать навстречу гостям и кланяться им, умолять их, чтобы они соблаговолили отдохнуть в тени. Поступки Авраама были удивительными со всех точек зрения. Даже наши святые учителя Талмуда удивлялись: «Нам ли у Авраама учиться?» — разве можно требовать от нас, чтобы мы поступали так же? (см. Йома 28 б) И уж тем более, что тут говорить о жителях Сдома!

Ответ на поставленный вопрос мы дадим в форме рассказа.

Группа хасидов собралась, чтобы с утра пораньше выехать в Цанз, к праведнику раби Хаиму Гильберштаму (автору книги «Диврей Хаим»). Решили помолиться с восходом солнца и прибыть в Цанз после того, как их учитель закончит свою молитву, чтобы получить его благословение и вернуться обратно. Один пожилой еврей услышал об этом и попросил их взять его с собой. Когда приехали в Цанз, молитва была в самом разгаре. Они встали у входа и дожидались, пока она закончится. Тот старик посмотрел и увидел молящихся людей, а у восточной стены — еврея, закутанного в талит, танцующего, хлопающего в ладоши и поющего громким голосом. Это было удивительное зрелище, и старику захотелось разглядеть его получше. Он подбирался все ближе и ближе, пока не оказался напротив этого воодушевленного еврея, и уставился на него. Внезапно праведник перестал петь и танцевать, схватил старика, отвел его ко входу в зал синагоги и вытолкнул наружу…

Праведник вернулся на свое место и завершил вдохновенную молитву, а тот старик не знал, что и думать. Остальные приехавшие выстроились в ряд, и раби Хаим благословил каждого из них. Когда же он подошел к этому старику, то взял его за руку, отвел его во двор и вытолкнул наружу.

Праведник вернулся домой, а обиженный старик плакал снаружи. У габая в синагоге сердце наполнилось жалостью, и он сказал ему: «Постараюсь заступиться за тебя перед ребе».

Габай вошел в дом и произнес: «Тот пожилой человек все еще стоит снаружи».

«Пусть уезжает в свою деревню, — воскликнул праведник, — я не хочу его видеть!»

«Он горько плачет», — постарался возразить габай.

«Так ему и надо», — заявил праведник.

«Он хочет знать, в чем он виноват».

«Неужели? — удивился ребе, — Когда видят, как еврей служит Творцу, разве его разглядывают, словно редкого зверя в зоопарке? Как можно оставаться сухим и безразличным, тешить свою любопытство? Если человек не впечатляется от того, как его ближний служит Б-гу, этим он доказывает, что еврейская искра уже погасла внутри него. Поэтому я не хочу его знать!»

«Но если он плачет, разве не значит это, что нечто в его душе пробудилось?» — спросил габай.

«Что ж, тогда приведи его, и пусть получит благословение», — согласился праведник.

Здесь и кроется ответ на наш вопрос. Если у тебя есть такой сосед, как Авраам, а сам ты продолжаешь жить по законам Сдома, значит, искра человечности уже погасла в тебе, и больше у тебя нет надежды… Никто не требует от тебя быть таким, как он. Но что-то в тебе должно пробудиться (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.