«Иди себе из страны своей» (12:1). Многие пытались понять, почему в Торе приводится такое длинное перечисление: «Из страны своей, из родины своей, из дома отца своего». Один из вариантов понимания предлагает святой автор «Ор а-Хаим». Согласно его неожиданному подходу, в повеление Б-га покинуть дом отца был включен также и приказ отделиться от своего племянника Лота. Впрочем, на данном этапе Авраам не стал исполнять этот приказ — то ли потому, что не понял его, то ли из-за того, что Лот сам привязался к нему и не хотел уходить, как написано: «И пошел Лот с ним».
Однако из другой фразы можно привести обратный аргумент: «И взял Аврам свою жену Сарай и своего племянника Лота». Отсюда видно, что Авраам вовсе не был в безвыходной ситуации, но напротив, взял с собой Лота по собственной инициативе. «Ор а-Хаим» отметил это и объяснил удивительным образом: Авраам знал о приказе Б-га отдалить от себя Лота, но в тот момент не нашел способа сделать это так, чтобы не причинить ему никакого стыда и унижения.
Наш праотец Авраам понял, что отдаление Лота должно произойти так, чтобы задеть его чувства лишь в минимальной степени. Довольно уже и физической разлуки с ним — зачем создавать еще и душевный разрыв? Поэтому он стал медлить с выполнением приказа Б-га, пока не нашел подходящий предлог отделиться от Лота без каких-либо признаков неуважения.
Когда же это произошло? После ссоры пастухов. Сама эта ссора кажется автору «Ор а-Хаим» не более, чем «мелким поводом», для такого значимого расставания: «Отделись от меня — если пойдешь налево, то я направо, а если ты направо — я налево» (13:9). Ор а-Хаим удивляется: «Очень странно, чтобы Авраам сказал ему эти слова, так отдалив его». Но объясняет он это согласно сказанному — Авраам лишь искал повод отойти от Лота, исполнив повеление Б-га.
Здесь кроется ясное и важное сообщение для любого воспитателя: даже если приходится прогонять ребенка или ученика, нужно делать это с уважением к нему (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина