Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Всевышний повелел собрать ман в банку и хранить ее

«Сегодня не найдете его в поле» (16:25). В этот шаббат мы будем читать в Торе о появлении мана. Наш учитель Бааль Турим (Орах Хаим 1) написал, что хорошо бы произносить отрывок о мане каждый день. И для этого его издают в молитвенниках (сидурах). В книге «Элияу Раба» говорится, что этот отрывок произносят, чтобы укрепить веру, что все пропитание приходит к человеку согласно провидению свыше. В «Сефер Каванот» сказано произносить его даже в шаббат. В «Мишна Брура» (1:13) приводится цитата из Иерусалимского Талмуда: каждому, кто произносит отрывок о мане, обещано, что его заработок не уменьшится. А в книге «Ташбец Катан» ученика рава Меира из Ротенберга автор добавляет к этому: «И я ручаюсь за сказанное!»

Ясно, что если нам указано читать текст о мане ежедневно, значит, его уроки живы и актуальны в каждом поколении и для каждого человека. Действительно, в книге «Маор Эйнаим» написано, что в этом состоит суть приказа, данного Моше, взять полную меру мана и поместить ее в банку перед ковчегом завета в святом святых на вечные поколения: «На хранение на поколения ваши, чтобы увидели хлеб, которым кормил Я вас в пустыне, выведя вас из страны Египта». Как евреи смогут увидеть это, если банка положена в такое место, куда запрещено входить? Ведь даже первосвященник входил туда лишь раз в год, в Йом Кипур. Однако, Раши объясняет: «Пророк Ирмияу упрекал их за то, что они не занимаются Торой, а они отвечали: “Нам что, отложить работу и заняться Торой? Чем же мы будем питаться?” И он достал перед ними банку с маном и сказал: “Вы видите слово Б-жье” (Ирмия 2:31). Он сказал не “слышите”, а именно “видите” — этим питались ваши предки. Много посланников есть у Вездесущего, чтобы приготовить пищу для трепещущих перед Ним».

Давайте постараемся понять, что же он им сказал. Ведь они и так знали, что поколение пустыни сорок лет питалось маном, падавшим с неба. Они также знали, что ман закончился вместе со смертью Моше. Когда они пришли в страну Израиля, им пришлось возделывать землю в поте лица, чтобы вырастить себе хлеб!

Но Ирмияу сказал им следующее: зачем Б-г приказал хранить полную меру этого мана? И почему он не был свален в кучу, а был помещен в банку? Это чтобы дать знак следующим поколениям, что ман продолжит приходить к каждому человеку и в каждом поколении, но теперь он находится в «банке»… Он спрятан и скрыт в облачении, сотканном из усилий и труда, к которым нас обязывает природа. Но если только мы откроем эту банку, тотчас увидим ман, спрятанный в ней. Стоит нам рассмотреть наш заработок — тут же увидим в нем руку Б-жью!

Автор книги «Бен Иш Хай» рассказывал следующую историю. Один человек обратился к раввину своего города и стал жаловаться, что его сыновья всю неделю трудятся, чтоб заработать на хлеб, — кто-то из них работает плотником, а кто-то портным — а когда наступает шаббат, не посвящают его Торе. Они, конечно, соблюдают шаббат и не работают, но вместо Торы идут поглазеть на витрины с новыми образцами товаров или читают профессиональную литературу.

Раввин попросил его привести сыновей в шаббат, после молитвы. Они пришли и сказали ему: «Шаббат шалом!»

«И вам шалом», — ответил он.

Они удивились: «Сегодня ведь шаббат, обычно отвечают: шаббат мира и благословения!»

На это рав сказал им: «Послушайте, в Торе написано: “И сказал Моше: ешьте его (ман) сегодня, ибо шаббат сегодня для Б-га, сегодня не найдете его в поле”. Эта фраза вызывает удивление — нам словно говорят, что в поле мы его не найдем, а в домах и в комнатах найдем. Но мы-то знаем, что в шаббат ман не появлялся вообще! К тому же, зачем повторно писать “сегодня”? Достаточно было сказать: “Сегодня шаббат для Б-га, не найдете его”. Но дело в том, что Тора хочет сообщить нам не только о мане, но и о самом шаббате. У шаббата есть четко очерченные рамки: семейный круг и синагога. Нужно молиться и учиться, сидеть за трапезами, петь песни и произносить слова Торы. “Сегодня — не найдете его в поле”, то есть сам шаббат вы не найдете за пределами его рамок так же, как коэну не место на кладбище. Кто ходит в шаббат смотреть на витрины ради своих профессиональных дел, тот выходит за рамки шаббата и превращает его в будни. Вот я и сказал: “И вам шалом”, как в будний день» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.