Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ривка поняла, что во чреве ее находятся близнецы — один хороший, а второй плохой. Праведник и грешник.

«И толкались дети в утробе ее» (25:22). Праведник раби Йеошуа из Бельза задавал удивительный вопрос, а его ответ — еще более удивительный! Вопрос: что заставило нашу мать Ривку пойти в бейт-мидраш к Шему и Эверу с вопросом к Б-гу и просьбой о пророчестве? Когда она проходила мимо бейт-мидраша один из ее детей шевелился, стараясь выйти наружу. Если же она проходила неподалеку от капища идолопоклонников, второй порывался выйти. Несомненно, она поняла, что во чреве ее находятся близнецы — один хороший, а второй плохой. Праведник и грешник. Такое известие вызывает печаль и страх. Но так было всегда: Каин и Эвель, Шем и Хам, Ицхак и Ишмаэль и даже Лаван и Ривка. Все это пары братьев, и когда один добрый, второй оказывается злым. Что же Ривка хотела услышать через пророков и зачем пошла вопрошать Б-га?

Ответ: все было бы так, если бы речь шла о естественной беременности. Тогда один из детей мог бы быть похож на своих святых родителей, а второй — на братьев матери, как часто бывает с детьми (Бава Батра 110 а). Но ведь Ривка была бесплодной и забеременела только благодаря молитве, как написано: «И молился Ицхак Б-гу о жене, ибо бесплодна она, и ответил ему Б-г, и зачала Ривка, жена его». Молитва изменила природу, словно перевернув и поставив все с головы на ноги. Вот почему Ривка так изумилась: эта беременность — следствие молитвы, но ведь она точно знала, что не просила зачать такого сына, который бы хотел выйти к капищам идолопоклонников! Как же получилось, что просьба о святом сыне, который преумножал бы славу Небес в мире и продолжал дело своих предков Авраама и Ицхака, вызвала к жизни также и другого сына — грешника?

И ответ пришел: «И сказал Б-г: два народа во чреве твоем». Ты была права, говоря, что здесь борются две различные культуры. «И две нации изнутри тебя разделятся». Толпы будут скрываться под сенью каждой из этих культур — одни напротив других. Что же касается твоего вопроса, ты ведь молилась о праведном святом сыне, «человеке непорочном», избранном среди отцов, венце творения. И он действительно здесь. Но именно поэтому вместе с ним родится его полная противоположность — злодей Эсав. «Народ над народом возобладает». Только если Эсав встанет против него и будет подстерегать его, выискивая все его слабые места и возможность обвинить его, Яаков будет вынужден стать совершенным и оградить себя от его влияния. Лишь в этом случае сумеет Яаков достичь вершины и реализовать свои таланты и способности. Знание о том, что Эсав караулит его в поле, заставит его закрыться в шатре, спрятаться в ешиве Эвера, пока он не станет совершенным во всем и будет назван Израилем!

Как известно, действия отцов — знаки для их детей. Когда каждый народ придерживался своего наследия, и не было тех, кто ломает ограду и нарушает завет, было много простых людей — хороших и добрых евреев, идущих честным путем, — которые даже молиться правильно не умели, и хазан исполнял для них эту обязанность. Но когда появилось много наглецов, разрушающих общину, остальным пришлось вооружиться против них знанием Торы, которая защищает как стена и служит лекарством от злого начала. Появились мудреные толкования и поучительные лекции, которые возвышают человека и расширяют его кругозор. «Спрашивают человека: почему у тебя длинная борода? А он отвечает: чтобы не быть таким, как бреющиеся». Сопротивление способно привести человека к высоким уровням.

У праведника раби Нахмана из Бреслава была красивая притча. Человек уподоблен полевому дереву, а спор уподоблен воде. У деревянного бруска, лежащего на земле, нет сил самому поднять себя. Но когда приходит поток воды, он плывет на нем. И чем больше будет воды, тем выше он поднимется. Об этом сказал царь Давид: «Окружают меня весь день, как вода, встали вокруг меня все вместе» (Теилим 88:18).

Это обязывает каждого из нас сегодня: когда налетает потоп, нужно бежать в ковчег. Когда улицы наполнены вседозволенностью, атеизмом и всякой мерзостью, нужно в семь раз сильнее укрепиться на уроках по Торе и в семейном кругу в шаббат. Когда насилие становится обычным делом среди молодежи, а разнузданность превращается в идеал, мы спасаем наших детей отличным воспитанием по Торе, ведущим к добродетелям и уважению к родителям, к наследию и вере! (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.