Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот.

«Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего» (Дварим 8:10)

Выступает рав Галинский.

В Шулхан Арухе присутствует странный закон — в том смысле, что алаха установлена, но ситуация для нее не совсем ясна: «Съел [хлеб] и не уверен, благословил Биркат а-Мазон или нет — обязан благословить, ведь это повеление Торы; как написано: “Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего”» (Орах Хаим 184:4).

Спросите, чего же здесь удивительного? Я вам расскажу.

Хатам Софер был погружен всем своим существом в мир Торы, занимаясь анализом алахи, преподаванием и написанием респонсов. Однажды, после лекции для студентов ешивы, он возвратился в кабинет, крайне утомленный. Просмотрел алахические вопросы, направленные ему со всех концов еврейского мира, и рассеянно откусил от пирожного, которое ему поднес слуга — все его мысли были заняты запутанными проблемами.

Слуга заметил и расстроился: ведь такое вкусное пирожное нельзя просто глотать, не замечая — его нужно пробовать с намерением насладиться вкусом и ощущать удовольствие от каждого кусочка! Рав вообще не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот. Потому решил слуга поступить с пирожным «по чести» и съесть его с достойным намерением. Как решил, так и сделал.

Хатам Софер уселся поудобней и продолжил разбирать многочисленную корреспонденцию. Парень же вынес пирожное на тарелке и съел его сам в другой комнате. А пустую тарелку с крошками вернул на край рабочего стола.

Хатам Софер завершил просмотр писем, во время которого он сформулировал алахические ответы. Посмотрел на парня и спрашивает:

— А где пирожное?

Тот изумился, но виду не дал:

— А Вы, рав, его съели — разве не помните?

Вот наглец!

Хатам Софер ему ответил:

— Сказать по правде, я не помню, ел ли, ведь я был занят письмами…

Парень вздохнул с облегчением.

— …но я точно знаю, что не произносил благословение — а если так, то и не ел!

Я же спрашиваю: если Хатам Софер не помнил, поел ли он, но точно помнил, что не благословлял — как же с нами происходит, что мы не помним о благословении, но наверняка помним, что поели?

Ну, помилуйте, что за вопрос! Потому лишь, что все внимание Хатам Софера посвящалось благословению, а наше посвящается еде. Хатам Софер жевал что-то, размышляя о Торе, мы же бормочем что-то, а чем занят наш мозг тем временем?

А ведь перерыв при произношении Биркат а-Мазон равноценен перерыву во время молитвы Амида!

Более того, от имени Магида из Межерича говорят, что Биркат а-Мазон требует большего сосредоточения, чем молитва — ведь молитва установлена мудрецами, а Биркат а-Мазон — повеление Торы. Хотя, может, и не следует говорить об этом из-за того, о чем я сейчас расскажу.

Хафец Хаим просил молодых людей, занятых продажей его книг в еврейских местечках, чтобы они выступали с разъяснениями о том, насколько важно оберегать свой язык от злословия.

Один из них приехал в городок, где жили люди необразованные. Собрал их и начал говорить:

— Господа! Кашрут еврейской кухни, слава Б-гу, вещь общепринятая — мы не опасаемся, что кто-либо станет покупать некошерное мясо, уж и подавно — свинину.

— Б-же упаси, — отозвались собравшиеся.

— Все также полностью разделяют между мясом и молоком и следят за соблюдением шести часов между мясными и молочными блюдами!

— А как же! — все согласились.

— Однако, заметьте! — юноша повысил голос, — выжидание шести часов является лишь обычаем, узаконенным в алахе. Запрет на смешение мяса птицы с молоком установлен мудрецами. Закон о свином мясе содержит запрет на каждый «ке-заит» (на мясо размером с оливку) — а сколько таких размеров уже можно съесть…

Тогда как сказав лишь единожды злые слова о ближнем, можно нарушить 17 запретов Торы, каждый из которых расценивается как три смертных греха — идолопоклонство, разврат и убийство! (Эрхин 15 б)

Люди были поражены.

Ведь и вправду новость, они о таком не знали!

Уже на выходе он услышал, как они обмениваются впечатлениями: если, дескать, соблюдение кашрута менее строго, чем злословие, может и вправду люди его преувеличили… Так что, если прерывать Биркат а-Мазон — это почти то же самое, что прерывать молитву, может, во время молитвы можно отвечать на звонки или просматривать газетные заголовки?

Так что лучше об этом умолчать (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.