Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек ломается из-за дорогих цен и трудностей заработка. Он ищет возможности выплеснуть свою горечь.

«Если обеднеет брат твой с тобой» (25:39). Жизнь давит человека, растирает его в порошок, разочаровывает. Человек ломается из-за дорогих цен и трудностей заработка. Он ищет возможности выплеснуть свою горечь. Говорят, человек похож на велосипедиста: его спина согнута перед теми, кто поставлен над ним, а сам он изо всех сил давит на педали внизу. Возможно, это позволяет объяснить (но ни в коем случае не оправдать!) раздражительность в семейном кругу. Глава семьи весь день впитывал в себя напряжение от приказов начальства, был мишенью для стрел критики и был вынужден молчать и проглатывать обиду. Его разочарование росло и раздувалось, а когда он пришел домой, то нашел, на кого его излить.

Это объясняет напряжение и раздражение, обвинения и обиды и всю деструктивную атмосферу в доме. И так семьи, которые были созданы с большими надеждами, с любовью и родственными чувствами, превращаются, ко всеобщей печали, в гнезда горечи и затаенной злобы. Это вызывает огромное сожаление и ужас. И это так далеко от иудаизма и от пути Торы, от повелений, которые мы учим из нашей недельной главы!

Ведь не только на жену нельзя изливать свое раздражение и не только на головы детей. Даже с рабом — да, с рабом, у которого ничего нет, который был продан ради куска хлеба и который во всем зависит от хозяина, — Тора заповедует проявлять внимание к его чувствам. И запрещено не только заставлять его работать сверх меры и угнетать его, но и возлагать на него унизительную работу, например, заставлять его снимать с хозяина обувь. Нельзя также возлагать на него работу, к которой он не привык. Более того, мы обязаны вести себя с ним, как с братом, как сказано: «С братьями своими, сынами Израиля, никто брата своего пусть не угнетает тяжелой работой». Наша обязанность — чувствовать, что он наш брат и ближний!

И не будем забывать, что это сказано о рабе!

Откуда можно взять такое поведение, душевные силы так относиться к ближнему, что об этом сказано: «Покупающий еврейского раба словно покупает себе господина»? Ключ к ответу кроется в одном слове в нашей главе, во фразе: «Если обеднеет брат твой с тобой и будет продан тебе, не возлагай на него рабскую работу».

Ключевое слово — «с тобой». Что это значит?

В комментарии к фразе «Если денег одолжишь народу Моему, бедному с тобой» Раши написал: «Смотри на себя так, будто это ты бедный». А потому поспеши одолжить ему денег и не будь ему притеснителем. Также и в случае с рабом: ты покупаешь человека, который запутался и обнищал. Подумай, что то же самое могло случиться с тобой. Поставь себя на его место, увидь себя в его образе, почувствуй его несчастье, его зависимость от тебя, его упование на тебя, беспомощность и унижение. Если сделаешь так, то «не будешь возлагать на него рабскую работу».

Был случай, когда двое богатых родителей устроили помолвку своим детям. У одного из них был превосходный сын, а у другого — замечательная дочь. Они договорились, что каждый даст солидную сумму в качестве приданного, чтобы долгое время это поддерживало молодоженов, помимо расходов на свадьбу и покупку просторной квартиры. Они назначили дату и место свадьбы.

Но вдруг отцу невесты стало известно, что другая сторона потерпела крах в бизнесе и почти доведена до банкротства. Отец жениха с трудом сумел сберечь свой дом от рук разгневанных кредиторов, но не было никаких сомнений, что свои обязательства перед семьей невесты он выполнить не сможет. А значит, вся сделка отменяется, словно ее и не заключали.

Впрочем, отказаться от принятых договоренностей и отменить помолвку не так-то просто. Для этого нужно получить разрешение от кого-то из великих мудрецов поколения. Но это не показалось отцу невесты большой проблемой — такое разрешение, конечно же, дадут, учитывая обстоятельства.

И он поехал к святому гаону рав Хаиму из Цанза (автору книги «Диврей Хаим»). Рассказал ему свою историю и попросил разрешение на отмену договоренностей со стороной жениха.

И действительно, праведник выслушал его и проявил солидарность: «Ты правильно сделал, что пришел рассказать мне обо всем этом! Это большая удача для тебя…»

Отец невесты, услышав это, засиял от радости: «Значит, раби, я вправе отменить договоренность с ними?»

«Ты меня неправильно понял, — ответил праведник и повторил, — ты хорошо сделал, что рассказал, и это удача для тебя. Представь, что отец жениха стоял бы сейчас здесь, на твоем месте, и рассказывал такое… о тебе. Как бы ты себя чувствовал, если бы в добавок к твоему горю тебе бы еще сыпали соль на раны, отменяя помолвку? Тебе повезло, что это ты рассказываешь, а не он… радуйся своей судьбе и прими ее — приготовь свадьбу и прости им те деньги, которые они не смогут внести».

Таков взгляд Торы: «Бедный — с тобой». Представь себя на его месте. «Когда обеднеет брат твой — с тобой». Подумай, что это могло бы произойти с тобой. И если уж это верно в отношении раба — чужого человека, который, в конце концов, был куплен, чтобы служить, работать и трудиться, насколько же это более верно в отношении семейного круга — наиболее близких, значимых и дорогих людей, которые зависят от своего отца и мужа и надеются на него! Если он сможет не только переживать свои разочарование и стресс, но и понимать их души и чувства, считаться с ними и ценить, какой замечательной станет его жизнь вместе с ними, в общении и гармонии, с взаимопониманием и единством! (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.